Позитивное изменение демографической ситуации в значительной мере связано с повышением эффективности социальной политики, ростом уровня жизни населения, который, в свою очередь, обуславливается увеличением доходов населения, улучшением образования, здравоохранения, культуры, обеспечением жильем.
Увеличение доходов населения. Реализация основных приоритетных направлений Стратегии, направленных на повышение экономического потенциала области, в перспективе должна позволить реально увеличить доходы населения. Основными ориентирами политики увеличения доходов населения в долгосрочной перспективе должны быть увеличение среднедушевых доходов населения, повышение минимальной заработной платы и снижение уровня бедности. Реальные располагаемые доходы населения увеличатся по сравнению с 2007 годом в 3,5 раза. С учетом существенного повышения заработной платы работников бюджетной сферы, роста заработной платы в сельском хозяйстве, доведения социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизится с 12,9 процента в 2007 году до 5 процентов в 2025 году. Особое внимание необходимо уделить легализации выплаты заработной платы работникам организаций. Важной проблемой в Волгоградской области останется большая дифференциация населения по доходам. Это является отражением общероссийской тенденции. В частности, в ЮФО 20 процентов населения с высокими доходами получают практически около 45 процентов совокупного дохода, тогда как 20 процентов населения с низкими доходами получают только 7 процентов совокупного дохода. В соответствии с этим в Волгоградской области на долгосрочную перспективу необходимо принять меры по увеличению доходов социально незащищенных групп населения. В первую очередь необходимо увеличить размер оказываемой малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам государственной социальной помощи до величины прожиточного минимума, а также увеличить ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, не менее чем в 10 раз. Важным направлением политики преодоления дифференциации доходов населения является формирование среднего класса. К 2025 году к среднему классу должно относиться не менее 50 процентов населения области. Формирование среднего класса сегодня, как в Волгоградской области, так и в России в целом, является залогом экономического благополучия и социальной стабильности.
Улучшение жилищных условий населения. Наличие доступного жилья является важным показателем социального благополучия населения области. В рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России" в Российской Федерации планируется увеличение объемов жилищного строительства по стране в целом до 80 млн. кв. метров жилья в год. В связи с этим в Волгоградской области необходимо довести объемы жилищного строительства с 762,3 тыс. кв. метров в 2007 году до 1 млн. кв. метров в год. <20> Увеличить уровень обеспеченности населения жильем с 20,9 кв. метров в 2007 году до 25 - 26 кв. метров на душу населения. Предусматриваются субсидирование молодых и многодетных семей для приобретения жилья, меры по переселению граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, предоставлению жилья малоимущим категориям граждан.
________________
<20> В 1982 - 1985 годах Волгоградская область уже достигала такого объема жилищного строительства. В Ростовской области, например, как было отмечено, уже сегодня ежегодно сдается около 1 млн. кв. метров жилья.
Повышение уровня здоровья населения Волгоградской области. Улучшение демографической ситуации в области в значительной степени обусловливается повышением уровня здоровья населения, которое, в свою очередь, обеспечивается, с одной стороны, здоровым образом жизни населения, с другой стороны, - доступностью и качеством медицинской помощи. В связи с этим в первую очередь необходимо проведение комплекса мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди населения Волгоградской области. В рамках данного направления необходимо привлекать СМИ и прочие организации к информированию жителей о ведении здорового образа жизни и предупреждении рисков развития инфекционных и неинфекционных заболеваний. Необходимо проводить комплексную работу по устранению или уменьшению факторов рисков и их детерминантов (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, гиподинамия), способствовать развитию современной сети физкультурно-оздоровительных центров и комплексов на территории области.
Важным является также проведение комплекса мероприятий по предупреждению и развитию опасных и социально значимых инфекционных заболеваний. В рамках данного направления необходимо проводить мероприятия, направленные на лечение и профилактику ВИЧ-инфекции, гепатита В и С, инфекций, передаваемых половым путем; проведение расширенной иммунизации населения в рамках национального календаря прививок, а также прививок против гриппа (взрослое и детское население).
Для повышения качества и доступности медицинской помощи необходимо проведение комплекса мероприятий по увеличению объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Волгоградской области, развитие новых высокотехнологичных видов специализированной медицинской помощи; приведение состояния учреждений здравоохранения области в соответствие с требованиями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации; развитие системы независимой сертификации медицинских учреждений всех форм собственности как инструмента по регулированию избыточных расходов на медицинскую помощь или необоснованное занижение расходов на оказание медицинской помощи. Система сертификации медицинской помощи должна стать механизмом по оптимальному соотношению стоимости лечения к качеству медицинской помощи, созданию эффективных экономических форм оказания медицинской помощи на уровне первичного (амбулаторно-поликлинического) звена, улучшению материально-технической базы районных поликлиник.
В долгосрочной перспективе необходимо продолжить строительство специализированных медицинских центров на территории области, в том числе в городах областного подчинения - Камышине, Михайловке, Урюпинске и др. Также в рамках данной стратегической задачи необходимо продолжить развитие центров планирования семьи, репродукции человека, экстракорпорального оплодотворения и др., что является важным условием обеспечения полноценного воспроизводства населения области. Количество перинатальных центров на территории Волгоградской области до 2025 года должно увеличиться до шести - восьми.
Качество и доступность медицинской помощи населению связаны с повышением эффективности управления использования ресурсов системы здравоохранения Волгоградской области. В рамках данной стратегической задачи необходимы создание единого информационного пространства и реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией развития информатизации здравоохранения на 2007 - 2010 годы; создание информационной системы по формированию сводных заявок от медицинских учреждений области по закупкам расходных материалов и лекарственных препаратов для оказания стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи; модернизация системы финансирования, при которой оплата медицинской помощи осуществляется по конечному результату; повышение самостоятельности медицинских учреждений и развитие принципов открытой конкуренции, формирование открытой информационной среды о доступности аналогичных медицинских услуг в различных учреждениях для населения области.
Совершенствование системы образования. Наряду с реализацией основных направлений национального проекта "Образование" на территории Волгоградской области основное внимание следует уделить следующим важным направлениям. На уровне среднего образования с целью сохранения здоровья детей следует рассмотреть различные варианты снижения нагрузки на учащихся, имея в виду введение новых здоровьесберегающих образовательных технологий, снижение аудиторной нагрузки учащихся. Учитывая, что аудиторная нагрузка учащихся в России выше, чем, например, в европейских странах, на 10 - 15 процентов, целесообразно апробировать снижение недельной нагрузки учебного плана при соответствующем увеличении уровня оплаты педагогического часа учителя (за счет уменьшения нормы часов на ставку заработной платы), расширении спектра услуг дополнительного образования. При этом индивидуализация занятий учащихся и расширение для них возможностей выбора образовательных программ могут финансироваться как из бюджетных средств муниципалитетов, так и из иных источников. Также для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения необходимо создать условия для массового образования детей старшего дошкольного возраста ("предшкольное образование") в целях обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. На уровне высшего образования главной проблемой сегодня является невостребованность выпускников вузов по ряду специальностей рынком. В связи с этим необходимо совершенствование механизма определения потребности организаций в выпускниках профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, а также разработка критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи.
(в ред. Закона Волгоградской области от 22.11.2013 N 158-ОД)
Развитие сферы культуры. Развитие культуры является одним из приоритетных направлений реализации государственной политики в Волгоградской области, призванным обеспечить реализацию конституционных прав граждан на свободу творчества, участие в культурной жизни, сохранение исторического и культурного наследия, доступ к культурным ценностям. Демографическая стабильность общества обеспечивается путем приобщения к культуре широких слоев населения, особенно молодежи и детей, что позволяет отвлечь их от негативного влияния улицы, наркомании, алкоголизма, разного вида группировок и преступности.
Для обеспечения развития культурной сферы Волгоградской области необходимо ежегодно повышать долю бюджетных расходов на культуру на 1 - 2 процента, повышать среднемесячную заработную плату работников культуры, а также увеличивать финансирование мероприятий в рамках целевой программы.