Трудовые ресурсы. Демографическая ситуация (естественная и миграционная убыль населения) в значительной степени оказывает влияние на изменение численности и состава трудовых ресурсов области. В последние годы наблюдалась тенденция к увеличению численности населения в трудоспособном возрасте (в основном за счет вхождения в этот возраст граждан, родившихся в середине и конце 1980-х годов), которая в 2005 году достигла своего максимума. И уже начиная с 2006 года обозначилась тенденция снижения численности населения в трудоспособном возрасте, и, как следствие, трудовых ресурсов в целом. Так, в 2008 - 2010 годах, по прогнозу, численность трудовых ресурсов снизится на 2,1 процента. Будут развиваться процессы старения населения и сокращения доли молодежи в возрасте до 15 лет в половозрастной структуре населения. Так, в 2009 - 2010 годах доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения по сравнению с отчетным 2006 годом увеличится с 22,3 процента до 23,2 - 23,6 процента и до 2025 года эта тенденция сохранится. Доля населения в возрасте моложе трудоспособного в общей численности населения уменьшится с 15,7 процента (2006 год) до 15 процентов в 2009 году. Начиная с 2010 года тенденция сменится к росту, и эта доля достигнет в 2025 году 17,3 процента.
Рынок труда и безработица. Последние годы в Волгоградской области наблюдалось снижение уровня общей безработицы (с 9,5 процента в 2001 году до 6,4 процента в 2007 году). При этом уровень регистрируемой безработицы возрос с 0,72 процента экономически активного населения по состоянию на 1 января 2001 года до 1,42 процента по состоянию на 1 января 2008 года.
В 2007 году уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,24 процентных пункта. Однако в последующие годы ожидается как рост численности безработных, которые будут зарегистрированы в органах службы занятости (в 2010 году численность безработных, по предварительной оценке, составит 21,3 тыс. человек против 19,4 тыс. человек в 2007 году), так и рост уровня регистрируемой безработицы.
Рост уровня регистрируемой безработицы наблюдался в первую очередь среди сельских жителей. Численность безработных, проживающих в сельской местности, по состоянию на 1 января 2008 г. составила 43,1 процента от общего количества состоящих на учете в качестве безработных (на 1 января 2001 года - 16,1 процента). В качестве причин роста количества безработных граждан можно отметить стремление безработных формализовать свой статус посредством обращения в государственную службу занятости; низкий размер предлагаемой работодателями заработной платы; низкая трудовая мобильность безработных граждан; недостаточно высокая квалификация рабочей силы в сельской местности как следствие снижения спроса на низкоквалифицированный труд в условиях формирования вертикально-интегрированных агрохолдингов; основным источником доходов, особенно у сельского населения, иногда становится пособие по безработице.
На рост числа обращений и, следовательно, увеличение числа безработных окажет влияние то обстоятельство, что в условиях вхождения в ВТО возрастет потребность в сертификации работников в соответствии с внедряемыми стандартами. Наиболее остро данная проблема обозначится в перерабатывающих отраслях экономики.
Основными проблемами рынка труда являются: изменение возрастной структуры населения; снижение уровня квалификации населения в первую очередь по рабочим специальностям; непривлекательность ряда вакансий из-за низкого уровня заработной платы.
При положительной динамике экономического роста в регионе вероятнее всего проблема безработицы не будет носить ярко выраженного характера. Напротив, учитывая тенденцию постепенного сокращения трудовых ресурсов, в перспективе может возникнуть проблема их дефицита, в первую очередь квалифицированной рабочей силы.
Целью политики администрации Волгоградской области в сфере развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитие эффективной, ориентированной на конечный результат инфраструктуры рынка труда, выявление положительных и отрицательных сторон отдельных составляющих рынка труда на долгосрочную перспективу.
Достижение поставленных целей будет осуществляться посредством решения следующих задач:
повышение гибкости рынка труда и баланса между спросом и предложением рабочей силы;
развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечивающей рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов;
создание условий, позволяющих обеспечить сохранение трудоспособности работающих на всем протяжении профессиональной карьеры;
формирование прозрачных правил функционирования рынка труда, регулирования трудовых отношений и эффективности контроля их исполнения;
создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.