Транспортная инфраструктура. Волгоградская область имеет развитую транспортную инфраструктуру и располагает всеми видами транспорта, кроме морского. Важную роль в транспортной системе Волгоградской области играет железнодорожный транспорт, осуществляющий основные транспортно-экономические связи региона с другими регионами России и зарубежными странами. Протяженность железных дорог в области составляет 1660 километров.
Сложилась пятилучевая радиальная конфигурация их расположения с центром в Волгограде: а) на северо-запад; это направление связывает Волгоград со столицей нашей Родины - Москвой, промышленными центрами Центрально-Черноземного и Центрального экономических районов; б) на запад; железнодорожные пути связывают область с Донецко-Приднепровским районом, с его угольными, металлургическими, машиностроительными и химическими предприятиями; в) юго-западное направление - это Новороссийск, Ростов-на-Дону и другие центры Северо-Кавказского района; г) на юго-восточном направлении располагается Астрахань, из нее путь лежит в Казахстан и Среднюю Азию; д) северное направление - это крупные индустриальные центры Поволжья: Саратов, Самара, Ульяновск, Казань.
В границах Волгоградской области для перевозок грузов и пассажиров используются входящие в Единую глубоководную систему европейской части России участки рек Волги и Дона, Волго-Донской судоходный канал. Габариты судового хода этих путей, а также размеры камер шлюзов позволяют эффективно эксплуатировать крупнотоннажный флот, включая суда "река-море" плавания. Судоходными являются также р. Дон выше г. Калача-на-Дону и верховья реки Ахтубы при условии своевременного проведения дноуглубительных работ. Основными предприятиями речного транспорта Волгоградской области являются ОАО "Волгоградский речной порт", ОАО "Калачевский порт", Волжская база технического обслуживания флота ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство", Калачевский филиал ОАО "Донречфлот".
Автомобильный транспорт в Волгоградской области осуществляет перевозки грузов как во внутриобластном, так и в межрегиональных сообщениях, обеспечивая выход продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий к железнодорожным станциям и узлам, речным портам региона для последующего ее вывоза в другие регионы России, страны СНГ и другие страны. Сельское хозяйство в области на 80 - 90 процентов обслуживается автомобильным транспортом, и дальнейшее его развитие и совершенствование напрямую связано с этим видом транспорта, развитием и совершенствованием сети автомобильных дорог в сельской местности.
Конфигурация шоссейных дорог в основном повторяет конфигурацию железных дорог. Наибольшее значение имеют магистрали Волгоград - Тамбов - Москва, Волгоград - Саратов, Волгоград - Элиста - Ставрополь, Волгоград - Шахты и Волгоград - Астрахань.
Волгоградский аэропорт - один из крупнейших в Поволжье. Воздушные трассы связывают Волгоград со многими городами. Аэропорт Волгоград (Гумрак), являющийся аэропортом федерального значения, допущен к осуществлению международных перевозок.
Большое значение имеет трубопроводный транспорт. Сеть трубопроводов соединяет Волгоград с нефтяными и газовыми месторождениями области. Кроме того, через ее территорию пролегли магистральные нефтепроводы: Западная Сибирь - Самара - Новосибирск, Самара - Лисичанск.
Однако в географическом плане сеть железных и шоссейных дорог распределена неравномерно. В восточной (заволжской) части области дорожная сеть развита недостаточно. После распада СССР Волгоградская область стала приграничным регионом, и для развития взаимодействия с Казахстаном и Средней Азией необходимо интенсивное развитие транспортной инфраструктуры в этой части. С другой стороны, учитывая тот факт, что количество транспорта и объем перевозимых грузов ежегодно увеличивается, а объемы финансирования дорожного хозяйства сокращаются, большинство дорог имеют высокую степень износа и нуждаются в реконструкции. По общей протяженности дорог с твердым покрытием Волгоградская область значительно отстает от других регионов, в частности, от Самарской области (в 3 раза). Более 450 населенных пунктов Волгоградской области не имеют дорог с твердым покрытием. Развитие транспортной инфраструктуры является ключевым стратегическим компонентом развития, от которого в значительной степени будет зависеть реализация других стратегических направлений в АПК и промышленности. Сегодня недостаточное развитие транспортной инфраструктуры является сдерживающим фактором в социально-экономическом развитии региона.
Информационно-коммуникационная инфраструктура. В настоящее время Волгоградская область входит в группу регионов Российской Федерации со средним уровнем развития информатизации. <10>
________________
<10> Взаимодействие органов власти, бизнеса и населения обеспечивается в соответствии с Концепцией информатизации Волгоградской области (2007 - 2010 годы), утвержденной Постановлением главы администрации Волгоградской области от 5 февраля 2007 г. N 108, федеральной целевой программой "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65, Концепцией региональной информатизации до 2010 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. N 1024-р.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, в 2007 году 85,6 процента крупных и средних предприятий и организаций Волгоградской области имели в наличии вычислительную технику и использовали информационные технологии (далее - ИТ). На обследованных предприятиях парк персональных компьютеров (далее - ПК) составил 116727 единиц. Численность работников списочного состава в организациях, использовавших ИТ, составила 498,1 тыс. человек, на 100 человек приходилось 23 ПК. 2207 предприятий использовали электронную почту, 2301 организация - глобальные сети, 797 организаций - выделенные каналы связи. Число организаций, имеющих Web-сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", составило 520 единиц.
(в ред. Закона Волгоградской области от 20.03.2012 N 28-ОД)
Значительное развитие информационно-коммуникационная инфраструктура получила в системе органов исполнительной власти. Повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей информационные системы и ресурсы исполнительных органов государственной власти Волгоградской области, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг в настоящий момент являются важнейшим направлением развития информационных технологий и телекоммуникаций в Волгоградской области.