Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года (с изменениями на 16 февраля 2018 года)



7.2.2. Развитие энергетического комплекса, обеспечение энергетической безопасности области


Развитие энергетического комплекса является важным стратегическим направлением, реализация которого обусловливает эффективное развитие других сфер экономики: промышленности, сельского хозяйства. Действительно, в свете реализации других направлений Стратегии по росту промышленного производства и переработки сельскохозяйственной продукции, потребление электроэнергии возрастет более чем в 1,2 раза. Динамика производства в электроэнергетике тесно связана с общей динамикой промышленного производства как основного потребителя электроэнергии. А сегодня в области предельное соотношение выработки и потребления электроэнергии. В этой связи в электроэнергетике возникает двоякая задача. С одной стороны, необходимо провести реконструкцию и восстановление основных действующих энергетических мощностей и сетей для повышения надежности комплекса, с другой стороны, необходимо увеличивать объемы выработки, введение новых энергетических мощностей, в том числе за счет использования альтернативных источников энергии.


Обеспечение надежности и устойчивости регионального энергетического комплекса. Негативное влияние на надежность регионального энергетического комплекса оказывает высокий износ основных фондов электростанций, сетей, который составляет в среднем около 70 процентов. В связи с этим высокая степень надежности будет обеспечена посредством снижения износа энергосетей до уровня развитых стран (50 процентов). Предприятиям электроэнергетики необходимо уже в среднесрочной перспективе выполнить комплекс мероприятий по замене основного оборудования и сетей с истекшим сроком эксплуатации. Также важным условием устойчивости регионального энергетического комплекса является создание резерва электрических мощностей в объеме, опережающем развитие экономики на 3 - 5 лет, повышение эффективности производства, ведение гибкой тарифной политики, направленной на стимулирование энергосбережения при усилении административного контроля по формированию тарифов. Для повышения эффективности работы тепловых электростанций необходимо расширение рынка сбыта тепловой энергии.


Создание дополнительных генерирующих мощностей. Наряду с тепловыми электростанциями необходимо использовать альтернативные источники получения электрической энергии. В частности, благоприятная роза ветров на юге и в заволжской части области дает возможность использовать ветровые энергетические установки, которые способны обеспечить население этих районов электроэнергией по аналогии с Республикой Калмыкией, которая сегодня уже реализует аналогичный проект. <24> В настоящее время уже существует проект строительства гелиоаэробарической теплоэлектростанции ГАБ ТЭС 150/350 (150 кВт электрической энергии и 350 кВт тепловой энергии в год) в пос. Эльтон.


________________


<24> Этой энергии недостаточно для энергоемких промышленных предприятий, в первую очередь металлургии, однако вполне будет достаточно для обеспечения населения ряда отдаленных южных и заволжских районов. Калмыкия, например, не имеет крупных промышленных производств, и эта электроэнергия рассчитана только на население.


Энергосбережение. Эффективность регионального энергетического комплекса и обеспечение энергетической безопасности в долгосрочной перспективе будет зависеть не только от роста объемов выработки электроэнергии, но и от реализации мероприятий по энергосбережению как со стороны предприятий, так и со стороны населения. Энергоэффективность и энергосбережение должны стать основными приоритетами энергетической стратегии Волгоградской области. Одним из основных принципов энергосбережения является организация контроля над потреблением энергоресурсов, для этого на предприятиях следует проводить мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий и составлению энергетических паспортов.


Энергетическая безопасность региона в значительной степени определяется целостностью регионального энергетического комплекса. Процессы реструктуризации последних лет, к сожалению, вывели ряд энергетических предприятий из управления региональной энергетической компании. В перспективе долгосрочного развития это может нанести существенный урон устойчивости и управляемости в региональном энергетическом комплексе. В этой связи сегодня необходимо способствовать развитию и укреплению интеграционных связей между предприятиями внутри регионального энергетического комплекса, в первую очередь интеграции между генерирующими и сбытовыми компаниями, препятствовать разрушению целостности регионального энергетического комплекса в результате реструктуризации, вести переговоры с преемниками РАО "ЕЭС", создать в перспективе региональный энергетический холдинг, позволяющий реально управлять энергетической безопасностью региона.