Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года (с изменениями на 16 февраля 2018 года)



4.4. Перспективы развития международных транспортных коридоров на территории Волгоградской области


Волгоградская область имеет достаточно выгодное географическое положение, являясь главными южными воротами России с выходом на Иран, на Ирак через Кавказ и на Индию через Республику Казахстан. В последнее время наблюдается рост экономики Ирана (ежегодный прирост ВРП - 6 процентов), Турции (9 процентов), Армении (8 процентов), Азербайджана и Казахстана (по 9 процентов), Индии и Китая, в среднем превышающий средний показатель по России и значительно опережающий показатели ЮФО. В условиях глобализации и перспективы дальнейшего роста потенциала экономики указанных стран грузопоток по направлениям север - юг и запад - восток увеличивается. В частности, объемы торговли между Азией и Европой за последние 20 лет выросли почти в 6 раз и составляют в настоящее время около 600 млрд. долларов США. Это создает предпосылки для развития международных транспортных коридоров по территории Волгоградской области.


В связи с этим Волгоградская область является одним из регионов России, который может получить значительный экономический эффект от проходящих интеграционных процессов в сфере транспорта. Регион занимает важное место в системе обеспечения евроазиатских транспортно-экономических связей. Действительно, географическое положение делает Волгоградскую область потенциально выгодной для развития международных транспортных коридоров. Через территорию Волгоградской области проходят основные транспортные магистрали "Север-Юг" и "Транссиб".


Практически все формирующиеся на территории России международные и внутренние транспортные коридоры проходят через Волгоградский транспортный узел. Здесь сходятся водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный пути. Волгоградская область Волго-Донским судоходным каналом связана с Азово-Черноморским и Средиземноморским бассейнами; Волгой и Волго-Балтийским путем - с Каспийским и Балтийским морями. Из Волгограда как из железнодорожного узла отходят ветки на Санкт-Петербург и Урал - в северном направлении, Новороссийск, Астрахань и Баку - в южном.


Транспортная инфраструктура области представлена в двух из трех основных международных транспортных коридорах.


В коридоре "Север-Юг" область входит в состав основного железнодорожного, автомобильного и водного маршрутов.


Железнодорожный маршрут: Бусловская - Санкт-Петербург - Москва - Рязань - Мичуринск - Ртищево - Саратов - Волгоград - Верхний Баскунчак - Астрахань.


Автомобильный маршрут: Торфяновка (граница с Финляндией) - Санкт-Петербург - Великий Новгород - Тверь - Москва - Кашира - Тамбов - Борисоглебск - Волгоград - Астрахань.


Водный маршрут: Санкт-Петербург - Вытегра - Череповец - Нижний Новгород - Казань - Волгоград - Астрахань - Каспийское море.


В коридоре "Транссиб" область входит в ответвления железнодорожного и автомобильного маршрутов.


Ответвление основного железнодорожного маршрута: Сызрань - Саратов - Волгоград - Тихорецкая - Краснодар - Новороссийск.


Ответвление основного автомобильного маршрута: Саратов - Волгоград - Каменск-Шахтинский - Ростов-на-Дону - Новороссийск.


Это является важной предпосылкой формирования международных коридоров на территории области. Однако для реализации этих возможностей необходимы значительные инвестиции на развитие транспортной инфраструктуры, расширение дорог с твердым покрытием, строительство интермодальных терминалов, реконструкцию Волго-Донского канала и др. Главной проблемой является то, что имеющиеся объекты транспортной инфраструктуры общероссийского значения в основном изначально были ориентированы на внутреннее использование и не рассчитаны на грузопотоки в рамках международных транспортных коридоров. <17> Для этого они нуждаются в серьезной реконструкции, чтобы соответствовать мировым стандартам по качеству грузовых перевозок. Вместе с этим необходимо строительство принципиально новых объектов инфраструктуры, таких как интермодальные терминалы, логистические центры, магистральные шоссейные дороги и др. По оценкам западных экспертов, транспортировка грузов по России имеет высокую степень риска в связи с возможностью возникновения непредсказуемых ситуаций и задержек по техническим и организационным причинам, в то время как фактор времени и доставка груза в срок является сегодня определяющим критерием оценки транспортного потенциала региона. <18> Кроме того, Волгоградской области придется конкурировать с Астраханской областью, которая также планирует создание подобных терминалов на базе порта Оля и строительство прямой магистрали на Ростов. В результате реализации данного проекта Волгоградская область может потерять ряд преимуществ в развитии транспортных коридоров евро-азиатского направления.


________________


<17> Основная сеть дорог строилась в 70 - 80-е годы прошлого столетия, когда нагрузки на автодорожное полотно не были рассчитаны на осевые нагрузки современного транспорта, которые выросли с 6 до 40 тонн.