Волгоградская область имеет достаточно выгодное географическое положение, являясь главными южными воротами России с выходом на Иран, на Ирак через Кавказ и на Индию через Республику Казахстан. В последнее время наблюдается рост экономики Ирана (ежегодный прирост ВРП - 6 процентов), Турции (9 процентов), Армении (8 процентов), Азербайджана и Казахстана (по 9 процентов), Индии и Китая, в среднем превышающий средний показатель по России и значительно опережающий показатели ЮФО. В условиях глобализации и перспективы дальнейшего роста потенциала экономики указанных стран грузопоток по направлениям север - юг и запад - восток увеличивается. В частности, объемы торговли между Азией и Европой за последние 20 лет выросли почти в 6 раз и составляют в настоящее время около 600 млрд. долларов США. Это создает предпосылки для развития международных транспортных коридоров по территории Волгоградской области.
В связи с этим Волгоградская область является одним из регионов России, который может получить значительный экономический эффект от проходящих интеграционных процессов в сфере транспорта. Регион занимает важное место в системе обеспечения евроазиатских транспортно-экономических связей. Действительно, географическое положение делает Волгоградскую область потенциально выгодной для развития международных транспортных коридоров. Через территорию Волгоградской области проходят основные транспортные магистрали "Север-Юг" и "Транссиб".
Практически все формирующиеся на территории России международные и внутренние транспортные коридоры проходят через Волгоградский транспортный узел. Здесь сходятся водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный пути. Волгоградская область Волго-Донским судоходным каналом связана с Азово-Черноморским и Средиземноморским бассейнами; Волгой и Волго-Балтийским путем - с Каспийским и Балтийским морями. Из Волгограда как из железнодорожного узла отходят ветки на Санкт-Петербург и Урал - в северном направлении, Новороссийск, Астрахань и Баку - в южном.
Транспортная инфраструктура области представлена в двух из трех основных международных транспортных коридорах.
В коридоре "Север-Юг" область входит в состав основного железнодорожного, автомобильного и водного маршрутов.
Железнодорожный маршрут: Бусловская - Санкт-Петербург - Москва - Рязань - Мичуринск - Ртищево - Саратов - Волгоград - Верхний Баскунчак - Астрахань.
Автомобильный маршрут: Торфяновка (граница с Финляндией) - Санкт-Петербург - Великий Новгород - Тверь - Москва - Кашира - Тамбов - Борисоглебск - Волгоград - Астрахань.
Водный маршрут: Санкт-Петербург - Вытегра - Череповец - Нижний Новгород - Казань - Волгоград - Астрахань - Каспийское море.
В коридоре "Транссиб" область входит в ответвления железнодорожного и автомобильного маршрутов.
Ответвление основного железнодорожного маршрута: Сызрань - Саратов - Волгоград - Тихорецкая - Краснодар - Новороссийск.
Ответвление основного автомобильного маршрута: Саратов - Волгоград - Каменск-Шахтинский - Ростов-на-Дону - Новороссийск.
Это является важной предпосылкой формирования международных коридоров на территории области. Однако для реализации этих возможностей необходимы значительные инвестиции на развитие транспортной инфраструктуры, расширение дорог с твердым покрытием, строительство интермодальных терминалов, реконструкцию Волго-Донского канала и др. Главной проблемой является то, что имеющиеся объекты транспортной инфраструктуры общероссийского значения в основном изначально были ориентированы на внутреннее использование и не рассчитаны на грузопотоки в рамках международных транспортных коридоров. <17> Для этого они нуждаются в серьезной реконструкции, чтобы соответствовать мировым стандартам по качеству грузовых перевозок. Вместе с этим необходимо строительство принципиально новых объектов инфраструктуры, таких как интермодальные терминалы, логистические центры, магистральные шоссейные дороги и др. По оценкам западных экспертов, транспортировка грузов по России имеет высокую степень риска в связи с возможностью возникновения непредсказуемых ситуаций и задержек по техническим и организационным причинам, в то время как фактор времени и доставка груза в срок является сегодня определяющим критерием оценки транспортного потенциала региона. <18> Кроме того, Волгоградской области придется конкурировать с Астраханской областью, которая также планирует создание подобных терминалов на базе порта Оля и строительство прямой магистрали на Ростов. В результате реализации данного проекта Волгоградская область может потерять ряд преимуществ в развитии транспортных коридоров евро-азиатского направления.
________________
<17> Основная сеть дорог строилась в 70 - 80-е годы прошлого столетия, когда нагрузки на автодорожное полотно не были рассчитаны на осевые нагрузки современного транспорта, которые выросли с 6 до 40 тонн.