Доходы населения. За 2001 - 2007 годы номинальные среднедушевые доходы населения выросли с 2,2 тыс. рублей до 9,5 тыс. рублей. В реальном выражении они увеличились в 2,1 раза. Среднемесячная заработная плата на одного работающего выросла за это время с 2,4 тыс. рублей до 9,8 тыс. рублей. Доля населения, живущего за чертой бедности, снижается, но все же остается достаточно высокой (32,5 процента - в 2001 году, 12,9 процента - в 2007 году). В целом нужно отметить, что, несмотря на положительную динамику роста доходов населения, для большей части они остаются низкими. Доля валового регионального продукта на душу населения в Волгоградской области составляет 50,3 процента (за 2006 год) уровня общероссийского показателя. Значительная часть населения, имеющая доходы ниже величины прожиточного минимума, продолжает находиться в сложных жизненных условиях.
Обеспеченность жильем. Средняя обеспеченность населения области площадью жилых квартир выросла с 19,7 кв. метра в 2004 году до 20,9 кв. метра в 2007 году на человека. Этот показатель лишь не намного выше предельно допустимого по классификации ООН (18 кв. метров на душу населения). Однако темпы ввода в эксплуатацию жилья в Волгоградской области пока нельзя назвать высокими. При сохранении темпов жилищного строительства, а также росте доли ветхого и аварийного жилья ситуация будет усугубляться, дефицит жилья будет возрастать.
Здравоохранение. Неблагоприятная демографическая ситуация в Волгоградской области, высокая смертность населения в значительной степени обусловлены ростом заболевания населения. Действительно, за последние 5 лет в Волгоградской области общая соматическая заболеваемость увеличилась на 3,9 процента, на 25,5 процента возросло число врожденных аномалий. Наблюдается рост заболеваемости детей до 14 лет на 3,8 процента практически по всем нозологическим формам, что является следствием интенсивного загрязнения внешней среды, особенно атмосферного воздуха городов, в котором фиксируются концентрации вредных веществ, превышающие предельно допустимые нормы (иногда до 5 - 10 и более раз). Продолжает оставаться высоким уровень детской смертности по сравнению с общероссийским и аналогичным показателем в развитых странах.
Последние три года характеризовались ростом заболеваемости населения злокачественными новообразованиями. В 2003 году этот показатель составил 340 человек на 100 тыс. населения, а в 2006 году вырос до 374 человек. Это высокий показатель по России, где средний уровень составляет 328 человек на 100 тыс. населения.
Неблагоприятная тенденция последних лет связана с ростом так называемых социальных заболеваний. В частности, территориальная заболеваемость всеми формами туберкулеза возросла и составила за 2006 год 106,8 человека на 100 тыс. населения. Волгоградская область относится к регионам ЮФО с высоким уровнем распространения ВИЧ-инфекции. Большинство (80 процентов) - это трудоспособное население в возрасте 20 - 39 лет. Если в 2001 году 95 процентов от всех выявленных с ВИЧ были потребителями инъекционных наркотиков, то в 2006 году каждый второй (49 процентов) получил ВИЧ половым путем. Значительный урон здоровью населения приносит употребление наркотиков и спиртных напитков, зачастую низкого качества. <4>
________________
<4> В 2006 году на территории Волгоградской области были зарегистрированы массовые отравления некачественным алкоголем со смертельным исходом.
Подобная ситуация обусловливается, с одной стороны, общим ухудшением условий жизни большинства населения, социальным неблагополучием, снижением уровня жизни и ухудшением санитарно-эпидемиологического контроля в регионе. Это касается в первую очередь роста социальных заболеваний. С другой стороны - недостаточным уровнем развития системы здравоохранения, дефицитом специализированного медицинского оборудования и др. <5>
________________
<5> Несмотря на то, что в последние годы в Волгоградской области построены такие специализированные медицинские центры, как кардиологический центр, центр искусственной почки в г. Волжском, наблюдается еще недостаток специализированного диагностического оборудования. На отдельные виды диагностического оборудования производится запись населения области на несколько месяцев вперед.
Образование. В ходе выполнения Федеральной программы развития образования в 2000 - 2005 годах в Волгоградской области реализованы мероприятия и проекты в сфере модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, созданы условия для вхождения в общенациональную систему оценки качества образования, развития материально-технической базы образовательных организаций на условиях совершенствования механизмов финансирования образования, совершенствования институциональных механизмов управления образованием.
(в ред. Закона Волгоградской области от 22.11.2013 N 158-ОД)
Вместе с этим в системе образования Волгоградской области, как и в целом по России, продолжают развиваться негативные тенденции. Социальная дифференциация приводит к существенному разрыву в подготовке детей, семьи которых относятся к различным социальным группам, что закладывает предпосылки для углубления этой дифференциации в дальнейшем. Система профессионального образования не полностью соответствует структуре потребностей рынка труда. Более четверти выпускников высшего профессионального образования и около трети выпускников среднего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности.
Сегодняшняя российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в вопросах образовательной политики. В силу низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности, кроме того, отстающая от реальных потребностей экономики система переподготовки и повышения квалификации тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.