Развитие транспортной инфраструктуры является ключевым направлением Стратегии Волгоградской области. Сегодня развитие ряда ведущих региональных комплексов, в первую очередь промышленного и агропромышленного, а также доступность объектов социального обеспечения, в частности для населения в сельской местности, связаны с инфраструктурными ограничениями. Кроме этого, высокоразвитая транспортная инфраструктура для Волгоградской области с учетом ее географического положения может стать условием развития на ее территории участков международных транспортных коридоров, таких как "Север-Юг" и "Транссиб".
Действительно, по прогнозу, составленному на основе "Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", размер международного транзита уже к 2010 году достигнет 58 - 60 млн. тонн. Перевозки транзитных грузов в контейнерах на основных широтных направлениях возрастут до 250 - 300 тыс. единиц, на направлении "Север-Юг" - до 80 - 100 тыс. единиц. Это потребует развития сети транспортно-логистических центров в гг. Волгограде, Волжском, Калаче и Камышине, а также контейнерных терминалов.
В соответствии с этим в долгосрочной перспективе необходимо принять меры и реализовать ряд проектов по развитию транспортной инфраструктуры области. С одной стороны, необходимо провести реконструкцию и ремонт имеющихся объектов транспортной инфраструктуры (дорог, мостов и др.), которые, к сожалению, сегодня имеют высокую степень износа (около 60 процентов). С другой стороны, осуществить постройку и ввод в действие новых объектов транспортной инфраструктуры. Определено приоритетное развитие с поддержкой федерального бюджета проектов транспортного комплекса, включенных в зону экономического развития - Волгоградскую агломерацию: строительство мостового перехода через реку Волгу, обводной дороги в городе Волгограде, связывающей федеральные трассы на Саратов, Москву, Ростов-на-Дону, Элисту и Астрахань, и логистических парков; создание международного бизнес-центра на базе Волжского интермодального терминала.
В связи с этим в целом необходимо решить следующие приоритетные задачи по развитию транспортной инфраструктуры Волгоградской области.
Развитие Южного водно-транспортного коридора (Нижний Дон - Волго-Донской канал - Волга). Общий объем перевозок по данному водному пути, по оценкам Центрального НИИ экономики и эксплуатации водного транспорта, к 2015 году составит 16 млн. тонн грузов. Основной прирост произойдет по перевозкам нефти из Каспийского региона, кузбасских углей, лесных грузов в направлении восток - запад и транзитных грузов в направлении запад - восток. Ожидается рост транзитных перевозок на иранском направлении по каналу и Нижней Волге до 1,8 млн. тонн в 2010 году.
Реализация программы удлинения приемоотправочных путей и строительства двухпутных вставок на основных направлениях на Приволжской железной дороге. Это позволит организовать движение поездов унифицированной длины 71 условная единица, увеличить провозную способность участков на 25 процентов, увеличить средний вес поезда на 200 тонн и производительность локомотива на 95 тыс. тонн км брутто.
Строительство "Обхода Волгограда" с целью вывода транзитного транспорта за пределы города Волгограда. "Обход Волгограда" будет представлять собой автомобильную дорогу 1Б технической категории протяженностью 92 километра, пропускной способностью 25 тыс. автомобилей в сутки, начинающуюся на 669 км федеральной автомобильной дороги 1Р-228 "Сызрань - Саратов - Волгоград", проходящую через 13-й км автомагистрали М-6 "Каспий", 24-й км трассы М-21 "Волгоград - Каменск-Шахтинский" и заканчивающуюся на выходе из города Волгоград в направлении Астрахани на 1007-м км автомобильной дороги М-6 "Каспий". Дорога обеспечит беспрепятственный объезд г. Волгограда и других населенных пунктов Волгоградской области транзитным транспортом и увеличит значимость Волгоградской области в международных транспортных коридорах.
Кроме того, "Обход Волгограда" внесет существенный вклад в решение экологической проблемы города. Ежегодно в воздушный бассейн города Волгограда поступает значительное количество загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения, в частности от автомобильного транспорта.
Указанное строительство намечается на основе государственно-частного партнерства с привлечением бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации. На объекты собственности субъекта необходимо предусматривать долю софинансирования из областного бюджета, которая определяется на основании порядка представления федеральных средств, имеющих региональное и межрегиональное значение, обусловленного его подготовкой согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. N 134 "Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации".
В районе прохождения автомобильной дороги "Волгоград - Котельниково - Зимовники - Сальск" ОАО "Минерально-химическая компания "ЕвроХим" начато строительство крупнейшего горно-обогатительного комбината по производству калийных удобрений стоимостью около 50 млрд. рублей, что дополнительно предполагает необходимость строительства обхода Волгограда и реконструкции автомобильной дороги "Волгоград - Котельниково - Зимовники - Сальск".
В 2008 - 2015 годах планируется строительство на территории области путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог федерального и местного значения, в том числе на автодорогах "Волгоград - Каменск-Шахтинский", "Волгоград - Октябрьский - Котельниково - Зимовники - Сальск", "Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград", Западный обход г. Волгограда с привлечением средств федерального бюджета и ОАО "Российские железные дороги".
Реконструкция аэровокзального комплекса, включающая в себя строительство второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту Волгоград. Волгоградский международный аэропорт занимает стратегическое положение по доставке грузов и пассажиров из Европы в Азию. Завершение строительства второй взлетно-посадочной полосы, находящейся в федеральной собственности, реконструкция и расширение аэровокзального комплекса ОАО "Международный аэропорт "Волгоград", имеющего стратегическое значение для юга России, являются составной частью формирования опорной сети аэропортов федерального и регионального значения. Это позволит превратить аэропорт в крупный транзитный узел, позволяющий принимать практически все типы самолетов, и послужит развитию международных транспортных коридоров на территории Российской Федерации и Волгоградской области.
Завершение строительства моста через Волгу. Мостовой переход через реку Волгу в г. Волгограде призван обеспечить разгрузку дорог федерального значения, транспортных магистралей города и выход на республики Средней Азии, города Астрахань и Саратов, необходим для более полной интеграции области в международные транспортные коридоры и решения крупных транспортных проблем Волгоградской области. Ввиду того, что плотина Волжской ГЭС полностью исчерпала свою пропускную способность, завершение строительства мостового перехода приобретает исключительно важное значение как для региона, так и для транспортной системы страны в целом.
Город Волгоград является крупным промышленным и культурным центром юга России и административным центром Волгоградской области. Текущее состояние транспортной инфраструктуры города затрудняет дальнейшее промышленное, административное, социальное и жилищное строительство, а, следовательно, и его перспективное социально-экономическое развитие. В связи с этим возникает необходимость изменения структуры дорожной сети, перераспределения транспортных потоков, вывода транзитного транспорта из городской черты. В г. Волгограде необходимо реализовать следующие мероприятия, направленные на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры: