Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года (с изменениями на 16 февраля 2018 года)



3.2.9. Анализ развития потребительского рынка, малого предпринимательства, туризма


Развитие потребительского рынка. В соответствии с ростом доходов населения и увеличением спроса населения на потребительские товары и услуги на протяжении последних лет увеличиваются объемы розничной торговли и платных услуг населению. Растет спрос на услуги общественного питания, обслуживание и ремонт автотранспортных средств и бытовых приборов, услуги по организации отдыха и развлечений, культуры, спорта и туризма, другие услуги населению.


Этот сектор экономики развивается опережающими темпами по сравнению с другими базовыми видами экономической деятельности. Ежегодный рост оборота розничной торговли с 2000 года колеблется в пределах 110 - 118 процентов.


В сфере розничной торговли занято более 142,7 тыс. человек и около 22,5 тыс. человек - в сфере бытового обслуживания населения, что составляет 21,7 процента работающего населения области. Только от торговли как сферы экономической деятельности создается около 15,3 процента ВРП. На территории области действуют 8,8 тыс. магазинов, 4,6 тыс. объектов мелкорозничной торговой сети, 91 вещевой и продовольственной рынок, 2,1 тыс. объектов общественного питания, около 5,5 тыс. объектов бытового обслуживания населения.


При этом основные фонды торговли и сферы услуг населению составляют немногим более одного процента основных фондов Волгоградской области. Стабильный рост доходов населения и развитие систем кредитования при покупке дорогостоящих товаров позволяют прогнозировать дальнейшую долгосрочную инвестиционную привлекательность этой сферы деятельности.


Повышение уровня жизни населения приведет к изменению структуры конечного потребления домашних хозяйств. Снизится доля расходов на продукты питания с 33 процента в 2007 году до 15 процентов к 2025 году, увеличатся размеры сбережений до 18 - 20 процентов.


Активизация кредитования покупок населения Волгоградской области, а также развитие розничной торговли и совершенствование технологий продаж приведут к наращиванию потребительского спроса на товары длительного пользования. Прогнозируется, что объемы покупок мебели и товаров по ведению домашнего хозяйства к 2025 году увеличатся в сопоставимых ценах в 3,5 раза, бытовой техники и предметов для отдыха - более чем в 6 раз, строительных материалов - в 2,5 раза, транспортных средств - в 3 раза.


Опережающий рост потребностей домашних хозяйств в товарах продовольственной и непродовольственной групп по сравнению с производством отечественных товаров частично будет обеспечиваться за счет сохранения высокой доли импорта. Это будет обеспечивать сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке товаров, и, в свою очередь, способствовать созданию необходимой конкурентной среды и ограничению роста потребительских цен на товары.


Динамика развития услуг, чувствительных к росту доходов населения, в 2008 - 2025 годах будет характеризоваться высокими, хотя и несколько замедляющимися темпами роста. Наивысшие темпы роста будут демонстрировать услуги связи, услуги правового характера, бытовые услуги, туристские услуги и ряд других.


Малоэластичные к доходам населения услуги будут развиваться значительно более низкими темпами роста (жилищные услуги, коммунальные, транспортные). В структуре всех платных услуг доля таких социально значимых услуг составит более 50 процентов, их потребление будет формироваться как под влиянием неценовых факторов, так и иных мер, принимаемых в части законодательного обеспечения развития этих видов услуг.


Малое предпринимательство. Около 30 процентов занятых в экономике Волгоградской области осуществляют свою деятельность в сфере малого предпринимательства. Более 123 тыс. жителей региона работают на малых предприятиях, которых в Волгоградской области насчитывается около 15 тысяч, индивидуальной предпринимательской деятельностью занимаются более 70 тыс. человек. Для малого предпринимательства характерно привлечение работников на условиях вторичной занятости и по договорам гражданско-правового характера, что подчеркивает социальную направленность данной сферы.


Наибольшая доля субъектов малого предпринимательства сосредоточена в сфере потребительского рынка. Так, в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования осуществляют свою деятельность 43 процента всех малых предприятий Волгоградской области и около 60 процентов индивидуальных предпринимателей; в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг - 16 и 7,8 процента; в строительстве - 12 и 2 процента; в производстве - 11 и 4,2 процента; на транспорте и в связи - 5 и 10 процентов; в сельском хозяйстве - 5 и 7 процентов соответственно.


У малого бизнеса значительный потенциал экономического роста. Ежегодно увеличивается оборот малых предприятий, который составляет около 22 процентов общего оборота организаций Волгоградской области, растет выручка от продажи товаров, работ и услуг по всем видам деятельности. Субъекты малого предпринимательства обеспечивают около половины оборота розничной торговли. Малые предприятия активно осваивают инвестиции в основной капитал: около 41 процента всех инвестиций используется строительными организациями, 23 процента - организациями, занимающимися операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 18 процентов - предприятиями, занимающимися торговлей, ремонтом автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования.


При благоприятных внешних факторах положительная динамика развития малого предпринимательства сохранится.


Туризм. Развитие туризма в Волгоградской области также в последние годы имеет положительную динамику, которая, скорее всего, сохранится в перспективе. В частности, ожидается увеличение организованного въездного и внутреннего потоков с 420 тыс. человек в 2005 году до 493 тыс. человек в 2010 году и до 620 тыс. человек в 2025 году. При среднестатистическом потреблении одним туристом в сутки всей совокупности услуг на сумму не менее 500 рублей, годовой объем потребления платных туристских услуг на территории Волгоградской области за счет роста туристского потока к 2010 году увеличится на 125 млн. рублей и составит 1300 млн. рублей (в 2005 году объем платных услуг составил 1175 млн. рублей), а увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней составит в среднем 143,5 млн. рублей. К 2025 году эти показатели увеличатся в среднем в 1,5 раза. Вместе с этим по объему туристических услуг Волгоградская область значительно уступает другим регионам ЮФО, в первую очередь Краснодарскому и Ставропольскому краям. Соответственно, развитие сферы туризма в долгосрочной перспективе не будет выделено в качестве стратегического приоритета в силу естественных причин, географического положения и др. Однако развитие ряда объектов туризма может иметь большое значение на региональном уровне (в частности, о. Эльтон, Волго-Ахтубинская пойма).