Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года (с изменениями на 16 февраля 2018 года)



Таблица 4



Интенсивность миграции населения в муниципальных районах Волгоградской области (в среднем за год; сальдо миграции на 1000 человек населения)

Муниципальные районы

1991 год

1995 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Алексеевский

1,7

4,1

-8,9

-15,7

-13,5

-13,2

-15,9

-16,3

-12,9

Быковский

8,3

-1,8

-2,6

0,4

3,8

0,3

0,2

-0,8

0,6

Городищенский

12,2

6,6

6,1

5,8

9,1

5,6

11,5

14,7

14,2

Даниловский

5,6

13,3

-16,4

-14,0

-13,1

-14,8

-15,9

-15,1

-9,8

Дубовский

1,6

9,8

7,5

4,3

-3,2

-4,2

-5,0

-4,5

-8,9

Еланский

6,0

6,2

2,4

0,9

0,1

-3,3

-6,5

-0,5

-0,4

Жирновский

11,2

20,9

0,5

-1,5

-4,7

-2,9

-4,1

-3,9

1,7

Иловлинский

16,3

11,1

8,8

7,4

7,7

6,8

8,4

10,3

9,6

Калачевский

9,4

34,1

4,0

3,6

9,9

5,7

4,2

5,3

5,0

Камышинский

10,2

22,5

-6,7

-11,0

-9,4

-9,4

-11,4

-8,7

-12,0

Киквидзенский

7,8

1,0

1,3

-1,1

-5,6

-5,6

-2,2

-

-0,5

Клетский

6,6

6,9

-6,3

-3,6

-2,3

-6,2

-1,1

-2,2

2,0

Котельниковский

1,4

5,9

0,7

1,7

-4,5

-2,1

-2,0

-1,9

-4,4

Котовский

13,5

14,0

1,1

-2,3

0,3

-1,5

-6,2

-2,9

-2,7

Кумылженский

12,8

3,1

-1,5

-4,9

-4,1

-6,3

-3,7

-6,6

0,5

Ленинский

0,7

13,3

16,4

13,4

12,4

10,6

9,2

8,6

9,4

Михайловский

23,5

5,3

5,9

-3,6

0,8

3,7

1,6

3,7

-4,2

Нехаевский

5,4

0,5

-7,8

-11,1

-9,8

-15,1

-16,0

-12,3

-7,6

Николаевский

0,2

-2,6

-6,1

-13,5

-11,9

-11,0

-12,9

-9,8

-7,9

Новоаннинский

3,5

3,1

-5,8

-4,8

-10,7

-10,4

-9,2

-7,4

-9,4

Новониколаевский

1,8

4,1

-1,8

-4,9

-6,6

-11,4

-8,7

-8,2

-10,2

Октябрьский

0,9

0,9

-14,6

-13,8

-9,8

-13,5

-13,4

-12,8

-14,4

Ольховский

9,8

12,5

4,6

0,9

-4,5

-11,9

-11,0

-9,3

-2,3

Палласовский

-0,9

1,3

-14,3

-14,0

-11,4

-10,9

-12,3

-9,9

-10,3

Руднянский

13,3

5,1

-3,5

-4,0

-3,5

-2,7

-6,4

-2,2

-4,3

Светлоярский

7,9

15,3

-4,1

-4,6

-5,8

-9,7

-12,0

-13,3

-11,9

Серафимовичский

6,8

5,5

4,7

0,8

-0,9

0,5

1,9

0,7

-2,1

Среднеахтубинский

0,5

33,4

20,1

15,0

16,6

12,4

10,2

10,5

11,1

Старополтавский

0,6

-11,6

-19,8

-17,6

-17,1

-16,9

-15,7

-16,6

-15,0

Суровикинский

7,7

10,0

5,1

-0,4

1,4

2,7

0,9

5,1

1,5

Урюпинский

8,1

10,9

6,6

2,9

4,2

5,4

3,5

-0,7

3,1

Фроловский

6,2

14,2

3,1

0,2

3,1

-0,7

1,9

3,1

2,1

Чернышковский

8,6

0,8

-5,1

-5,7

-0,7

0,7

4,2

2,4

1,2


Рис. 4. Интенсивность миграции населения в Волгоградской области <1>*


________________


<1> По данным Управления Федеральной миграционной службы по Волгоградской области.

________________

* Рисунок см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Происходящие миграционные процессы в Волгоградской области диктуют необходимость выработки дополнительного комплекса мер миграционного регулирования, соответствующих складывающейся обстановке.


Миграционные тенденции. В последние годы уровень трудовой миграции в Волгоградской области имеет тенденцию к возрастанию. Это происходит в первую очередь в связи с изменениями, происшедшими в миграционном законодательстве России, которые способствуют усилению процессов легализации трудовой деятельности в регионе иностранных работников <2>.


________________


<2> Действительно, на протяжении последних лет в Волгоградской области сохраняется устойчивая тенденция увеличения численности иностранной рабочей силы, привлекаемой в целях осуществления трудовой деятельности. Так, если в 2000 году в экономике области было занято 2169 иностранных граждан, в 2005 году - 4093, в 2006 году - 5159, а в 2007 году - 11670. Наибольшая часть, или 70 процентов от общей численности иностранных работников, была привлечена в 2007 году из стран ближнего зарубежья. Анализ общей численности иностранных граждан в разрезе стран, из которых они прибыли, показал, что наибольшая доля приходится на Узбекистан (35,3 процента), каждый пятый - из Таджикистана (22,6 процента), еще 13,5 процента - из Китая, 8,8 процента - из Турции. Основными потребителями иностранной рабочей силы среди видов экономической деятельности были сельское хозяйство, строительство и обрабатывающие производства. За период с 2000 по 2007 год в 3,1 раза увеличилась численность иностранных граждан, занятых в сельском хозяйстве, строительстве - в 4,5 раза, обрабатывающих производствах - в 5,2 раза. Привлечение иностранной рабочей силы в различные виды экономической деятельности в основном было обусловлено отсутствием требуемых специалистов на региональном рынке труда и невостребованностью у российских граждан части рабочих мест из-за низкого уровня оплаты и тяжелых условий труда.


Вместе с тем наблюдается рост завоза инфекционных заболеваний прибывающими мигрантами из стран, где распространены туберкулез, чума, холера, малярия, брюшной тиф, желтая лихорадка, венерические заболевания и СПИД. Случаи поражения такими особо опасными и социально значимыми инфекционными заболеваниями регистрировались как в Волгограде, так и в целом по области.


Анализ потенциальной демографической емкости территории Волгоградской области показывает, что она недостаточна для обеспечения жилой площадью как ее жителей, так и мигрантов. Жилищная проблема до настоящего времени не решена, жилищные условия и показатели обеспеченности жилой площадью одного жителя Волгоградской области не соответствуют современным европейским стандартам. Улучшения жилищных условий ожидают более 33,6 тыс. семей Волгоградской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Мигранты составляют конкуренцию постоянным жителям на рынке жилья при приобретении (покупке) квартир, а также получении (бесплатно или на льготных условиях) социально гарантируемого жилища.


Оценка перспектив миграционного движения населения в Волгоградской области (по наиболее реальному варианту прогноза миграции, составленному исходя из относительно более высоких темпов экономической активности в Волгоградской области по сравнению с темпами в регионах "выхода" мигрантов) свидетельствует о возможности роста в период до 2025 года почти всех потоков миграции, что имеет для области следующие последствия:


рост нагрузки на рынок труда и жилья, а также на социально-бытовую сферу области;


рост стоимости жилья;