Устойчивое социально-экономическое развитие региона может быть обеспечено только в том случае, если стратегическим приоритетом развития является социально значимая цель - повышение качества жизни населения.
Важным условием повышения качества жизни является развитие социально-экономической среды, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить опережающий рост качества жизни населения, устойчивое расширенное воспроизводство региональной экономики, укрепление конкурентоспособности автономного округа.
Администрация автономного округа будет целенаправленно способствовать повышению качества жизни в регионе, обеспечивая превращение автономного округа в одно из наиболее благоустроенных в арктической зоне России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляя своим жителям широкие возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала.
Реализация выработанных приоритетов стратегического развития предполагает определение параметров оценки состояния развития общества, использование показателей, которые должны служить критерием достижения цели и стать элементом механизма осуществления государственного регулирования регионального развития.
В качестве приоритетных индикаторов повышения качества жизни в автономном округе определены следующие: индекс развития человеческого потенциала, уровень бедности и индекс качества жизни.
Индекс развития человеческого потенциала отражает базовые возможности, которыми люди должны располагать для участия в жизни общества. Данный индекс состоит из трех компонентов:
индекса валового регионального продукта, который показывает экономическую результативность деятельности людей (по мнению специалистов ООН, данный индекс в целом отражает уровень жизни людей);
индекса продолжительности жизни, который оценивает состояние физического, социального и психического здоровья населения и рассчитывается с помощью показателя - ожидаемой продолжительности жизни;
индекса образования, характеризующего социокультурный и профессиональный ресурс населения (уровень образования состоит из двух показателей: грамотности взрослого населения и полноты охвата обучением в начальной, средней и высшей школе).
На протяжении последних лет автономный округ характеризуется наиболее высоким показателем индекса развития человеческого потенциала среди регионов Уральского федерального округа (график 10.5). Однако устойчивый рост индекса развития человеческого потенциала в автономном округе на протяжении 2001-2004 годов обеспечивался только за счет увеличения индекса валового регионального продукта, в то время как индексы ожидаемой продолжительности жизни и образования в автономном округе снижались. Таким образом, при анализе индекса развития человеческого потенциала автономного округа важно учитывать динамику его компонентов, так как повышение качества жизни не может определяться только экономической мощью региона. Прогноз компонентов индекса развития человеческого потенциала показал, что к 2020 году индекс развития человеческого потенциала в автономном округе составит 0,943.
График 10.5. Индекс развития человеческого потенциала в Ямало-Ненецком автономном округе, 2000-2020 годы
Уровень бедности по методике ООН вычисляется как доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, испытывающего лишения в сфере потребления и ощущающего себя бедным.
Прогноз показателя уровня бедности в автономном округе до 2020 года (график 10.6) основан на следующих предположениях: органами государственной власти автономного округа будет проводиться политика повышения доходов населения, занятого в бюджетном секторе экономики; сохранится высокий уровень социальной поддержки наименее обеспеченных категорий населения, будет достигнут опережающий рост доходов населения по сравнению с ростом величины прожиточного минимума.
График 10.6. Уровень бедности в автономном округе в 2000-2020 годы, %
Индекс качества жизни вычисляется как среднеарифметическое четырех частных индексов: индекса отношения среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, индекса доли населения с доходами выше прожиточного минимума, индекса уровня занятости и индекса здоровья (который, в свою очередь, включает индекс ожидаемой продолжительности жизни и индекс младенческой смертности). В 2004 году по уровню индекса качества жизни автономный округ занимал 2-е место в России, уступая только г.Москве (график 10.7). Прогнозные расчеты индекса качества жизни позволяют предположить, что по этому показателю автономный округ будет продолжать оставаться лидером среди регионов России.
График 10.7. Динамика индекса качества жизни в Ямало-Ненецком автономном округе за период 2000-2020 годы
Достижение стратегической цели социально-экономического развития - повышения качества жизни населения автономного округа - ставит перед регионом целый комплекс задач, основными блоками которого являются:
1. Обеспечение устойчивого роста реальных денежных доходов населения, в том числе за счет создания условий для повышения трудовой занятости и развития предпринимательской деятельности (таблица 10.5).