Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года

      

Таблица 1.10

     

ИЗМЕНЕНИЕ
инвестиционного рейтинга Ямало-Ненецкого автономного округа, присвоенного Standard & Poor's, с 2000 по 2008 годы


Дата

Рейтинг по международной шкале

Рейтинг по национальной шкале

17.04.2008

ВВ+/Стабильный/

ruAA+

16.04.2007

ВВ+/Позитивный/

ruAA+

30.03.2006

ВВ+/Стабильный/

ruAA+

26.09.2005

BB-/Позитивный/--

ruAA-

30.06.2005

BB-/Стабильный/--

ruAA-

21.10.2004

B+/Стабильный/--

ruA+

06.02.2004

B/Стабильный/--

ruA

23.05.2003

B/Позитивный/--

ruA

22.10.2002

B-/Позитивный/--

--

08.05.2001

CCC+/Позитивный/--

--

28.02.2000

CCC-/Стабильный/--

--


Основные факторы, влияющие на инвестиционный климат в автономном округе, подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивными факторами являются:

хорошая ликвидность, устойчиво-высокие финансовые показатели;

положительный опыт исполнения соглашения о разграничении доходов, заключенного с Тюменской областью;

позитивный прогноз развития стратегически важного газового сектора;

уровень благосостояния населения выше среднего по России;

низкий уровень долга, который в среднесрочной перспективе, по-видимому, сохранится.

Негативные факторы:

высокая концентрация экономики в нефтегазовом секторе, усиленная зависимостью от одного налогоплательщика - ОАО "Газпром";

недостаточная предсказуемость доходов в условиях развивающейся системы межбюджетных отношений.

По уровню денежных доходов на душу населения автономный округ в последние годы находился в первой пятерке среди субъектов Российской Федерации. Среднедушевые денежные доходы населения автономного округа в 2007 году составили 32046,5 рублей в месяц, по сравнению с 2000 годом они возросли в 4,2 раза (график 1.16). Увеличение доходов населения в значительной степени обусловлено ростом номинальной заработной платы. Реальные располагаемые доходы населения с 2000 по 2007 год выросли на 91,3%.

В формировании денежных доходов населения автономного округа ведущую роль играет оплата труда: на протяжении 2000-2007 годов доля заработной платы в структуре денежных доходов населения округа составляла не менее 65% (график 1.17). В Российской Федерации в структуре денежных доходов оплата труда работающих в 2007 году составляла 70,4%.



График 1.16. Среднедушевые и реальные располагаемые денежные доходы населения Ямало-Ненецкого автономного округа, 1996-2007 годы, рублей, %


Доля социальных трансфертов в структуре совокупных денежных доходов в автономном округе незначительна по сравнению с аналогичным показателем в Российской Федерации: так, в 2007 году в автономном округе доля социальных трансфертов составила 5,0% против 10,9% в Российской Федерации (график 1.17). Это происходит вследствие относительно высоких уровней заработной платы, занятости трудоспособного населения в нефтегазовом секторе, относительно малой доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; малой численности пенсионеров и студентов профессиональных учебных заведений в составе населения автономного округа.

В автономном округе отмечается рост социальной значимости доходов от собственности и предпринимательской деятельности: в 2007 году они формировали 11,2% совокупных денежных доходов населения автономного округа, в Российской Федерации - 16,7% (график 1.17).

График 1.17. Структура денежных доходов населения Ямало-Ненецкого автономного округа, 1997-2007 годы, %


Одной из острейших проблем социально-экономического развития автономного округа является глубокая дифференциация населения по уровню доходов. Об этом свидетельствуют значения коэффициента концентрации доходов и коэффициента фондов (таблица 1.11).

Таким образом, для автономного округа характерна более высокая степень социального расслоения общества по сравнению с Российской Федерацией. Основной причиной дифференциации населения автономного округа по уровню доходов является отраслевая дифференциация по уровню начисленной заработной платы.