________________
<37> Составлено по данным официального сайта компании ООО "Финпрод" и журнала "Эксперт".
В 2007 г. в г. Санкт-Петербурге начала функционировать компания "Финпрод" - дочернее предприятие финской компании Fintorus, которая создана шестнадцатью малыми и средними производителями различных пищевых продуктов <38>. При финансовой поддержке фонда SITRA компании вышли на рынок Санкт-Петербурга, на который самостоятельно выйти (в силу небольших объемов производства) не могли. Основной задачей формирования, по сути, единого предприятия является оптимизация логистики: один раз в неделю компании совместно отправляют один полный грузовик продукции. Оптимизация логистики помогает экономить компаниям до 50% транспортной составляющей. Также участники "Финпрод" планируют централизованно решать все таможенные и пограничные вопросы, сертифицировать продукцию и продвигать ее на петербургском рынке. По планам компании в 2008 г. Fintorus будет поставлять в Петербург один грузовик (12 - 16 тонн продукции) в неделю, в 2009 г. - увеличит объемы в 2 раза, в 2010 г. - в три.
________________
<38> Состав компании Финпрод: 1. Vaissi Oy: голубцы, фаршированные мясом, овощами или грибами; капустные листья; 2. Saarioinen Oy, колбасы, ветчины, сосиски, сардельки, соусы и т.д., 3. Finn Spring Oy, родниковая вода Finn Aqua, 4. Polar Shiitake Oy: грибы шиитаке, салат из грибов шиитаке, грибы шиитаке маринованные, 5. Pakkasmarja Oy: продукты из ягод, ягодные пюре, замороженные ягоды, 6. Kaskein Marja Ky: диабетические джемы, диабетические соки, 7. Lieksan Laatuherkut Oy: пасха, продукты из творога, плавленые сыры, ароматизированное сливочное масло, 8. Tuoreverkko Oy: свежие овощи, овощные пюре, 9. Oy Korv-Gorans Kebab Ab: соусы и готовый кебаб для приготовления вторых блюд и гамбургеров, 10. Oy Primula Ab: замороженные булочки для хот-догов и гамбургеров, 11. Oy Wikholm Food Trade Ltd: замороженные полуфабрикаты для выпечки, 12. V.Hukkanen Oy: лосось и форель горячего и холодного копчения, соленая рыба в нарезке, сиг, скумбрия, икра, 13. Viinisorsa Oy: консервы из дичи, паштет из мяса утки, утка, фазан, дикая утка, 14. Bioferme Oy: овсяные десерты Yosa, овсяно-соевый йогурт, овсяно-соевые напитки, 15. Neomed Oy, Pellax: пищевые добавки из льна для нормализации функции пищеварения, 16. Oy Biofincon Ab: добавки и ингредиенты для пищевой промышленности.
Основными секторами специализации агропромышленного кластера и их приоритетными направлениями развития являются:
a. Производство молока, сыров и молочных продуктов. В настоящее время данный сектор демонстрирует высокие темпы производства. В республике функционирует несколько предприятий, которые составляют ядро данного сегмента: крупный холдинг Юнимилк (ОАО "Молочный комбинат "Саранский", ОАО "Надежда"), ОАО "Сыродельный комбинат "Ичалковский", ОАО "Маслодельный завод "Атяшевский", ООО "Агрофирма "Темниковская", ОАО "Молоко", ОАО "Мечта" <39>.
Основными направлениями развития молочного сегмента должны стать:
дифференциация товарных и географических рынков: 1. Поддержка предприятий, реализующих стратегию выхода на зарубежные рынки (в частности, предприятий по производству сухого молока, мировое потребление которого будет расти достаточно динамичными темпами еще в течение 4 - 5 лет за счет роста потребления в странах Азии и Африки); 2. Расширение ассортимента продукции на существующих предприятиях, в том числе развитие производства кисломолочных продуктов, производства продукции с длительным сроком хранения;
увеличение объемов производства продукции: 1. Расширение и модернизация существующих предприятий с целью доведения к 2025 году производства цельномолочной продукции до 150 тысяч тонн, производства сыра до 40 тысяч тонн; 2. Формирование новых производств (в западной или центральной части региона) <40>, в том числе строительство 2 новых сыродельных заводов (ООО "Сармич", г. Инсар - 300 тонн в сутки, ЗАО "Агро-Ардатов", г. Ардатов - 250 тонн в сутки);
развитие сырьевой базы: 1. Реализация проектов по созданию современных молочных ферм. 2. Установка охладительных установок у производителей первичной молочной продукции (прежде всего, в сельхозпредприятиях от 300 голов КРС) <41>. 3. Повышение продуктивности молочного стада: по данным Министерства сельского хозяйства Республики Мордовия в 2007 г. надой молока от одной коровы в сельхозпредприятиях региона и вновь организованных фермерских хозяйствах составил 3308 кг, что соответствует среднему показателю по России, но данный показатель гораздо ниже, чем в странах, специализирующихся на производстве молока;
развитие племенного выращивания КРС (которое значимо и для мясного сектора): формирование сети племенных репродукторов, развитие двух племенных заводов.
________________
<39> В настоящее время предприятие производит замену технологических линий и оборудования.
<40> При этом необходимо поддерживать проекты, обеспечивающие производство, соответствующее масштабу рынка: например, в Европе молокозаводы мощностью менее 350 тонн молока в сутки являются нерентабельными (в силу изменения политики ЕС в отношении поддержки сельхозпредприятий), так как только крупные предприятия способны выдерживать требования торговых сетей, расширять ассортимент продукции и динамично реагировать на запросы рынка, осуществлять необходимые инвестиции. Эксперты прогнозируют, что данная тенденция станет актуальной в течение 3 - 5 лет и для российских производителей.
<41> В сельхозпредприятиях республики на сегодняшний день только четверть оснащена молочными охладительными установками.