Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ДО 2025 ГОДА (с изменениями на: 19.06.2017)

3.2.1.2.5 Развитие транспортной, энергетической и инфотелекоммуникационной инфраструктуры


1) Развитие транспортной инфраструктуры

a. Развитие автомобильных дорог:

приведение технических параметров автодорог в соответствие с существующей и прогнозируемой интенсивностью движения, замена аварийных мостов, изменение плана, профиля и расширение проезжей части на особо опасных и загруженных участках дорог;

формирование трасс федерального значения, которые имеют межрегиональное и федеральное значение, так как способствуют активизации экономической деятельности сразу на территории нескольких регионов: 1. Москва - Саранск - Ульяновск (участки: Дачный - Барашево - Темников - Краснослободск), 2. Арзамас (Шатки) - Первомайск - Ельники - Краснослободск - Ковылкино - Наровчат - Нижний Ломов, 3. Москва - Касимов - Теньгушево - Темников - Ельники - Починки - Кемля - Атяшево - Сурское - Ульяновск (платная скоростная автодорога) <53>. Для развития автодорог по направлению Казань - Саранск - Тамбов, помимо реконструкции и модернизации существующих в этом направлении дорог, необходимо строительство новых участков автодорог, например, по направлениям Инсар - Нижний Ломов и Башмаково (Пензенская область) - Рассказово (Тамбовская область);

строительство автодорожных обходов городов, в том числе федеральных автодорог (Саранск, Краснослободск), региональных автодорог (Ковылкино), а также других крупных населенных пунктов (Ельники, Атяшево), строительство новых мостов, путепроводов, транспортных развязок на опорной сети автодорог Мордовии;

строительство новых хордовых и соединительных дорог, оптимизирующих сложившуюся структуру региональной дорожной сети, обеспечивающих подъезд от федеральных автодорог к центрам муниципальных районов, надежную связь с соседними субъектами РФ;

реконструкция, модернизация, строительство отдельных участков региональных автодорог. Наиболее приоритетными являются следующие участки: Саранск - Рузаевка, Комсомольский - Атяшево - Ардатов, Ковылкино - Краснослободск - Ельники - Первомайск, Рузаевка - Ковылкино - Торбеево, Барашево - Теньгушево, Атюрьево - трасса Москва - Саранск - Ульяновск, Потьма - Барашево, Зубова Поляна - Потьма (связь трех федеральных дорог), Кадошкино - Ст.Шайгово, Темников - Ельники - Саров. Также необходимо реконструировать и модернизировать следующие участки: Старое Шайгово - Вертелим - Наруксово, Чамзинка - Большие Березники, Саранск - Ромоданово - Большое Игнатово, Саранск - Большие Березники - Дубенки, Инсар - Кадошкино, Ардатов - Большое Игнатово, Ковылкино - Наровчат, Атяшево - Дубенки, Большие Березники - Николаевка, Ичалки - Починки, Рузаевка - Ковылкино - с. Казенный Майдан - с. Янгужинский Майдан - с. Алькино - граница Пензенской области, Подъезд к с. Лямбирь, Подъезд к селу Большая Елховка, Зубова Поляна - Ширингуши.

     ________________

<53> Строительство данной автодороги возможно только после 2015 года.

b. Развитие железнодорожного транспорта. В соответствии с разработанной "Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года" на Куйбышевской железной дороге в границах Республики Мордовия планируется:

до 2015 года: 1. Окончание строительства вокзала на станции Саранск. 2. Удлинение приемоотправочных путей на трех станциях: Зубова Поляна, Ковылкино, Кадошкино <54>. 3. Механизация 3-й позиции торможения на сортировочной горке станции Рузаевка, с оборудованием ее КСАУ СП;

до 2020 года: организация скоростного пассажирского движения на участке Самара - Саранск <55>;

до 2025 года: 1. Строительство второго пути с мостовым переходом на перегоне Токмово - Мокша <56>. 2. Строительство второго пути на перегоне Рузаевка (Пензенский парк) - Новые Полянки <57>.

Кроме того, для комплексного развития транспортной инфраструктуры региона и обеспечения потребностей грузоотправителей, а также повышения эффективности использования транзитного потенциала региона необходимо:

в среднесрочной перспективе разработать обоснования строительства двух железнодорожных соединений Первомайск - Саров (Горьковская железная дорога) - Ельники - Краснослободск - Ковылкино - Нижний Ломов (Куйбышевская железная дорога) и разъезда Выглядовка - Белинский - Беково - Ртищево (Юго-Восточная железная дорога), в результате чего была бы сформирована железнодорожная линия стратегического значения на связях Приволжского и Южного федеральных округов. Эта вновь сформированная железнодорожная линия позволила бы эффективнее развивать специализацию железнодорожных линий, существенно облегчила бы, например, организацию скоростного пассажирского и скоростного контейнерного железнодорожных сообщений в ПФО в меридиональном направлении на связях СЗФО - ПФО - ЮФО;

рассмотреть возможность расширения железнодорожной станции Нуя (в связи с развитием производства цемента);

сформировать логистический парк между городами Саранск и Рузаевка;

начать строительство второго пути электрифицированной линии на участках Рузаевка - Пенза, Красный Узел - Арзамас.

     ________________

<54> Удлинение станционных путей обусловлено короткими полезными длинами станционных путей от 850 метров до 980 метров, чем сдерживается беспрепятственный прием поездов унифицированной графиковой длиной 71 условный вагон, а также пропуск порожних маршрутов из полувагонов и цистерн длиной 100 условных вагонов.

<55> Приоритетное направление организации скоростного движения пассажирских поездов, представленное Стратегией - это направление Самара - Саранск протяженностью 449 км (предполагаемое время в пути скоростного поезда - 4 часа 55 минут). На этом направлении планируется использовать моторвагонный подвижной состав. Для организации скоростного движения на данном направлении потребуется модернизировать инфраструктуру существующих железнодорожных линий с обеспечением скоростей движения 160 - 200 км/час. Ориентировочные сроки строительства 2015 - 2020 годы.

<56> Строительство второго пути с мостовым переходом через р. Мокша обусловлено необходимостью увеличения пропускной способности на двухпутном участке Рузаевка - Кустаревка, на котором лимитирующим пропускную способность является перегон Токмово - Мокша с наличием однопутного мостового перехода. Кроме того, строительство позволит увеличить участковую скорость грузовых поездов, в том числе длинносоставных и тяжеловесных поездов, организовать пассажирское движение со скоростью 120 км/час, а также повысит уровень безопасности движения. Пропускная способность участка возрастет с 70 до 120 пар поездов в сутки.

<57> В настоящее время пропускная способность участка Рузаевка - Красный Узел при однопутном перегоне Рузаевка (Пензенский парк) - Новые Полянки составляет 36 пар поездов в сутки. Существующие размеры движения составляют 22 пары поездов. В целях повышения пропускной способности станции и участка Рузаевка - Красный Узел необходимо осуществить строительство второго главного пути между Пензенским парком и станцией Новые Полянки протяженностью 7 км. После завершения строительства второго пути пропускная способность составит: нечетное направление - 64 пары поездов, четное направление 63 пары поездов в сутки.

c. Развитие воздушного транспорта:

обновление парка воздушного транспорта;

реконструкция здания аэропорта;

привлечение к организации авиаперевозок с использованием аэропорта "Саранск" крупных отечественных авиакомпаний.

2) Развитие энергетической инфраструктуры