Основными факторами, повлиявшими на размещение производств GE и Philips в Венгрии и Польше в конце 1980-х - начале 1990-х гг., помимо исчезновения политических барьеров и перспективы выхода на новые неосвоенные рынки, стали выгодное географическое положение Польши и Венгрии, дешевая рабочая сила, высокий уровень развития инфраструктуры, высокий уровень поддержки со стороны властей. Ситуация на рынке в тот момент характеризовалась значительной концентрацией капитала, и множество мелких предприятий оказались неконкурентоспособными. Крупнейший производитель ламп накаливания в Венгрии Tungsram изначально планировал слияние с венгерским Хиттель Банком или австрийским банком Girozentralle. Пришедший в Венгрию такой мощный транснациональный игрок, как GE, в достаточно короткие сроки провел модернизацию оборудования на всех 11 приобретенных заводах (15 тысяч рабочих мест), закрыл ряд ненужных линий и филиалов, сосредоточившись на высокорентабельной продукции: компактные светонаправляющие лампы с использованием технологии индукции. Также была введена новая продуктовая линейка (в частности, компактные люминесцентные лампы). Значительные средства были выделены на экологические мероприятия (поскольку шел процесс производства ртутных ламп) и обучение персонала. Ежегодный объем инвестиций составлял 1,1 млрд. долларов США. В 1995 г. GE закрыла ряд своих европейских предприятий, уменьшив число работников на них с 20 тысяч до 9 тысяч человек. 90% европейского производства GE стало в Венгрии. Был открыт единственный за пределами США исследовательский центр GE.
e. Развитие поддерживающих секторов:
развитие сектора специализированных и общих услуг для кластера: инжиниринг оборудования и автоматизированного проектирования, складские и транспортные услуги и т.д.;
развитие новых секторов, обеспечивающих локализацию "цепочки добавленной стоимости" кластера: реализация проектов по организации производства комплектующих, производство современной упаковки продукции;
развитие дизайнерского направления (как архитектурно-художественного, так и промышленного). На начальном этапе представляется целесообразным сотрудничество предприятий региона по данному направлению с архитектурно-художественными и дизайнерскими структурами Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Казани и зарубежных стран.
f. Повышение инновационной активности предприятий сектора:
повышение инновационной активности предприятий: поддержка производства инновационной продукции, стимулирование выделения из производственных организаций инновационных spin-off-проектов и т.д., внедрение системы получения инновационных грантов на выполнение перспективных для экономики республики НИОКР (при этом предпочтение должно отдаваться проектам, реализуемым совместно несколькими субъектами), проведение ежегодных профессиональных конкурсов;
стимулирование формирования fabless-компаний (в долгосрочной перспективе), которые специализируются на разработке и проектировании (дизайне), а также маркетинге своей продукции, размещая производственный процесс на других предприятиях <30>;
развитие системы обеспечения доступа предприятий к передовым исследованиям и разработкам: кооперация с российскими и иностранными предприятиями, активно работающими на высокотехнологичных рынках в форме создания совместных предприятий, ассоциаций, учреждения торговых марок и т.д.
________________
<30> По данным Полупроводниковой Фаблесс Ассоциации (FSA), опубликованным в Electronic News (2005, October 23), доход fabless-сектора на рынке полупроводниковой электроники за 2004 год достиг 33 млрд. долларов США, что составляет примерно 18% от всего рынка. Это на 27% больше, чем в 2003 году. Согласно данным Gartner Group, к 2010 году на долю fabless придется 50% всего рынка. Чистая прибыль лидера рынка американской компании Qualcomm в 2004 году составила 532 млн. долларов США и продолжает демонстрировать устойчивый рост в среднем на 9% в год. Сегодня до 70% fabless-рынка заняты американскими компаниями, расположенными главным образом в Силиконовой долине. Средний доход, полученный публичными fabless-компаниями во втором квартале 2005 года, вырос на 17%. При этом североамериканцы получили 76% дохода, азиаты 21% и европейцы 3%.
g. Развитие информационной базы развития кластера:
проведение технологического и рыночного форсайта <31>. В качестве инициаторов проведения форсайта обычно выступают: а) предприятия сектора <32>, цель которых определить направления дальнейшего развития и разработок; б) региональные органы власти, которые используют форсайт для реструктуризации и повышения конкурентоспособности того или иного сектора. В качестве организаторов (ядерной группы исполнителей) форсайта могут выступать: а) местный университет, специализирующийся на проведении исследований в данной сфере и подготовке специалистов; б) отраслевая ассоциация, обладающая необходимыми аналитическими квалификациями; в) другие институты (см. следующий пункт). Для участия в форсайте обязательно должны привлекаться: а) международные и российские эксперты в данной сфере; б) компании-производители, являющиеся лидерами рынка; в) торговые компании, которые обеспечивают связь с потребителями; г) российские и международные научные центры и институты; д) образовательные учреждения. Основным результатом форсайта является карта перспективных направлений инновационного и технологического развития в определенном секторе. Обычно форсайт производится на долгосрочную перспективу (20 лет), но подвергается корректировке раз в 3 - 4 года;
организация исследовательского центра по изучению конъюнктуры рынка светотехники и электротехники, который будет осуществлять исследования перспективных сегментов светотехнического и электротехнического рынка, проводить семинары и конференции по основным направлениям развития рынков и перспективам технологического развития.
________________
<31> Форсайт - метод прогнозирования развития (в секторе, на территории и т.д.) с привлечением большого количества участников (всех групп интересов, отвечающих за решение задачи, устранение проблемы, за развитие сектора и т.д.). Форсайт обеспечивает: определение долгосрочных трендов развития сектора (территории и т.д.), сценарное представление будущих изменений, согласование государственных, региональных и корпоративных стратегий развития, периодичность обновления информации и возможность использования ее для корректировки политики.
<32> Если предприятия некрупные, как правило, они объединены в отраслевую ассоциацию.
h. Реализация активной маркетинговой стратегии:
дифференциация географических рынков, в частности, поддержка предприятий, осуществляющих выход на мировой рынок <33>;
развитие систем дистрибуции: взаимодействие с торговой инфраструктурой, формирование торговой сети;
обеспечение поддержки предприятий при работе с крупными потребителями, в том числе проведение конференций поставщиков;
развитие институциональной работы с рынком (как на региональном, так и на федеральном уровне): например, в рамках развития светодиодного направления; стимулирование использования энергосберегающих технологий (в том числе переход на новые источники света); ужесточение правил и норм утилизации вредных веществ;
стимулирование спроса на новую продукцию: проведение информационных акций (особенно в крупных городах), посвященных новым продуктам, создание портала <34>, обеспечение участия инновационных предприятий региона в международных и российских выставках и ярмарках.
________________
<33> Российские компании имеют перспективы на следующих мировых рынках электроники: производство приборов силовой полупроводниковой электроники, производство сапфира для СИД (светоизлучающий диод), структуры для СИД, сверхъярких СИД, карбидкремния для СИД, углепластики, разработка технологий антикоррозионных обработок и покрытий.
<34> Например, создание портала, посвященного источникам света и их характеристикам. Создание портала как информационный и маркетинговый инструмент используют и крупные корпорации: так например, ОК "Русал" в 2007 г. запустил сайт, посвященный алюминию http://www.aluminiumleader.com/.