На современном этапе развития России центрами управления, развития инновационно-технологической деятельности, сектора сложных высокоинтеллектуальных услуг становятся крупные города и городские агломерации. Именно в этих "точках развития" появляются новые виды деятельности, обеспечивается культурное многообразие, формируются новые стандарты потребления. Приволжский федеральный округ является уникальным для России: в нем сосредоточено четыре города-миллионника - Казань, Нижний Новгород, Самара, Уфа (а также почти миллионная Пермь), которые в будущем будут оказывать существенное влияние на ситуацию во всех регионах Приволжского федерального округа. Можно выделить следующие причины этого:
a. Развитие в данных городах управленческих функций и сектора высокоинтеллектуальных услуг (финансовые, страховые, консалтинговые, проектные и пр. услуги), развитие инновационно-технологического сектора в этих городах;
b. Экспансия бизнеса в другие регионы. Наиболее показательным примером являются торговые сети, логистические и строительные компании, которые будут вынуждены выходить за пределы своих регионов в силу давления федеральных конкурентов, наращивающих свое региональное присутствие, прежде всего, в городах-миллионниках;
c. Реализация крупных проектов в сфере жилой и коммерческой недвижимости, что будет усиливать миграционную и инвестиционную привлекательность этих городов: так самарская группа RBE в 2007 г. приступила к реализации жилого проекта "Самара-Мегаполис", в рамках которого на 2 тысячи га планируется построить около 2,7 млн. кв. метров жилья эконом-, бизнес- и премиум-классов. Также проектом предполагается строительство торгово-развлекательного центра и логистического комплекса. Общая стоимость города-спутника оценивается в 7 - 7,5 млрд. долларов США. Согласно планам местной администрации в Нижнем Новгороде должны быть реализованы проекты "Резиденция", "Большие овраги" и Globe Town, которые выведут на рынок более 10,5 млн. жилых "квадратов". Общая стоимость проектов составляет 22 млрд. долларов США;
d. Формирование крупных транспортно-логистических узлов в Нижнем Новгороде и Самаре. Развитие скоростного железнодорожного движения (с максимальной скоростью до 160 - 200 км/ч).