Показатели | Отчетное пятилетие | Базовый | Планируемый период | |||||||||
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2015 г. | |
Внутреннее потребление, млрд. кВт ч | 875 | 878 | 903 | 924 | 941 | 980 | 1016 | 1051 | 1084 | 1124 | 1158 | 1300 |
1030 | 1082 | 1133 | 1197 | 1247 | 1426 | |||||||
1041 | 1109 | 1182 | 1260 | 1330 | 1600 | |||||||
Прирост электропотребления, % | 1,4 | 0,3 | 2,8 | 2,3 | 1,8 | 4,2 | 3,7 | 3,4 | 3,1 | 3,7 | 3 | 2,9 <5> |
5,1 | 5 | 4,7 | 5,6 | 4,2 | 3,4 | |||||||
6,2 | 6,5 | 6,6 | 6,6 | 5,6 | 4,7 | |||||||
Электроемкость ВВП, % к 2000 г. | 96 | 92 | 88 | 85 | 81 | 79 | 77 | 75 | 73 | 71 | 69 | 61 |
78 | 78 | 77 | 76 | 74 | 67 | |||||||
79 | 78 | 78 | 78 | 76 | 69 |
Источник: Приволжский филиал Агентства по прогнозированию
балансов в электроэнергетике РАО ЕЭС
________________
<4> Примечание: данные прогноза приведены для трех вариантов электропотребления: минимального/базового/максимального
<5> Среднегодовой % прироста за период 2012 - 2015 гг.
Главной проблемой энергетиков, помимо стремительного старения генерирующих и передающих мощностей, является использование газа как основного топлива для работы электростанций. В топливном балансе российской электроэнергетики доля газа достигает 70 процентов <6>. Эксперты прогнозируют к 2010 году дефицит газа на внутреннем рынке в объемах от 30 до 120 миллиардов кубометров.
________________
<6> По другим данным - 53,3%.
Транспортная инфраструктура также является существенным ограничителем экономического роста. В проекте стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г. зафиксировано катастрофическое отставание России в этой сфере: в настоящее время средняя плотность железных дорог России составляет 5 км на 1000 кв. метров площади страны, при этом в Канаде она выше на 35% (6,7 км на 1000 кв. метров), в США - в 5,5 раза (27,7 км на 1000 кв. метров), а в западноевропейских странах и Японии - в десятки раз превышает российский уровень. В связи с резким ростом грузовых перевозок протяженность "узких мест" по пропускной способности составляет 8,3 тысячи км, или около 30% направлений сети, обеспечивающих около 80% всей грузовой работы железнодорожного транспорта. При сохранении низких темпов модернизации инфраструктуры протяженность "узких мест" железнодорожного транспорта может составить к 2015 г. около 13 тысяч км.
Для решения этих задач в настоящее время приняты инвестиционные программы в инфраструктурных секторах российской экономики: "Энергетическая стратегия России на период до 2020 года", инвестиционная программа РАО ЕЭС, реализация ФЦП "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года", "Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" и т.д. Реализация данных инвестиционных программ также способствует развитию многих производственных секторов (электротехники, светотехники, машиностроения и т.д.).