Действующий

О Концепции развития отдыха и оздоровления детей Свердловской области на 2009-2011 годы

Глава 2. Актуальность проблемы


Организация отдыха и оздоровления детей является неотъемлемой частью региональной социально-демографической политики. Отдых и оздоровление детей определяются Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка" как совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

В течение последних лет в Свердловской области увеличивается число детей и подростков, имеющих хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья. В 2007 году в сравнении со средними многолетними значениями уровень пораженности детей хроническими заболеваниями увеличился от 11,1 до 41,4 процента во всех видах образовательных учреждений.

В структуре хронической патологии у детского населения Свердловской области наблюдается рост числа заболеваний (в сравнении со средним многолетним уровнем) костно-мышечной системы и соединительной ткани, желудочно-кишечного тракта, глаза и его придатков, эндокринной системы, крови и кроветворных органов, почек и мочевыводящих путей, органов дыхания, психических расстройств.

За время воспитания и обучения в различных образовательных учреждениях у детей с 3 до 17 лет возрастает уровень заболеваемости гастритом - в 8 раз, сколиозом - в 9,4 раза, миопией - в 9,3 раза, вегетососудистой дистонией - в 16 раз, что связано с ухудшением санитарно-гигиенических условий и режимов воспитания, обучения и питания.

Отклонения в состоянии здоровья детей обусловлены комплексом причин, среди которых:

1) неблагоприятная экологическая обстановка, особенно в промышленно развитых городах;

2) проблемы рационального питания детей и подростков;

3) недостаточная мотивация на здоровый образ жизни, распространение среди значительной части подростков вредных привычек;

4) низкая двигательная активность и недостаточная вовлеченность в занятия физкультурой и спортом детей и подростков, неконтролируемое увлечение компьютерными играми, недостаточное формирование здоровьесберегающего поведения среди детей в образовательных учреждениях;

5) неполное использование возможностей средств массовой информации для пропаганды здорового образа жизни и формирования ответственности за свое здоровье.

Профилактировать заболевания экономичнее, чем лечить хронический патологический процесс. С учетом климатической зоны Урала медико-психолого-педагогическая помощь ребенку оптимально эффективна в период летней оздоровительной кампании, а также в условиях круглогодичных загородных лагерей с организацией оздоровительных и профилактических мероприятий. За период отдыха возможно с максимальным эффектом оздоровить большое число детей.

В эффективном отдыхе и оздоровлении с использованием базы загородных оздоровительных лагерей в Свердловской области нуждаются 340 тысяч учащихся в возрасте от 6,5 до 15 лет включительно.

Ежегодно в Свердловской области в летний период в целях укрепления здоровья детей функционируют более 2000 детских оздоровительных лагерей различного типа с охватом более 400 тысяч человек. Так, в 2007 году общая численность детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха, составила 435465 человек, при этом в 2085 детских оздоровительных лагерях различного типа отдохнуло 286105 человек, в малозатратных типах лагерей - 45591 человек, в санаторно-курортных учреждениях - 33633 человека, за пределами региона - 54699 человек. Рост числа детей, охваченных организованными формами отдыха, по сравнению с 2006 годом произошел за счет увеличения численности детей, оздоровленных в условиях лечебно-оздоровительных учреждений, а также малозатратных типов лагерей.

В то же время приходится констатировать, что сохранение показателей по итогам лета 2007 года, по сравнению с 2006 годом, удалось достичь за счет увеличения количества лагерей дневного пребывания, на их долю в 2007 году приходилось 67 процентов от общего числа детских оздоровительных учреждений. При этом число загородных стационарных оздоровительных лагерей в 2007 году сократилось на 7. Количество загородных оздоровительных лагерей имеет четко выраженную тенденцию к сокращению (с 2000 по 2007 годы в области закрылись 35 загородных оздоровительных учреждений).

Основными причинами закрытия загородных оздоровительных учреждений являются:

1) неудовлетворительная, не отвечающая современным требованиям, материальная база загородных оздоровительных лагерей;

2) отсутствие перспективных инвестиционных программ в сфере отдыха и оздоровления детей;

3) недостаточность необходимой правовой регламентации и защищенности детских оздоровительных лагерей;

4) отсутствие стимулов у собственников организаций на содержание загородных оздоровительных лагерей;

5) недостаточное финансирование детского отдыха и оздоровления из бюджетов всех уровней.

Большинство загородных оздоровительных лагерей требуют капитального ремонта, многие из них не приспособлены для круглогодичного функционирования, не развивается их материальная база. Строительство новых детских оздоровительных лагерей не ведется. Из 110 загородных стационарных оздоровительных лагерей, в которых в 2008 году организован отдых детей, 4 построены в 40-е годы прошлого столетия, 8 - в 50-е годы, 30 - в 60-е годы, 39 - в 70-е годы, 24 - в 80-е годы и лишь 5 - после 1990 года. За последние пять лет капитально отремонтированы и восстановлены лишь 12 загородных стационарных оздоровительных лагерей, на проведение ежегодного косметического ремонта и выполнение предписаний надзорных органов ежегодно затрачиваются значительные средства; часть загородных оздоровительных лагерей функционирует неэффективно, организуя отдых детей в одну-две смены. В условиях рыночных отношений продолжает сохраняться угроза ликвидации или перепрофилирования для других нужд ряда детских оздоровительных лагерей, пансионатов, баз отдыха, туристических баз, не приносящих учредителям материальной финансовой прибыли.

Проблема сохранения и развития сферы отдыха и оздоровления детей в настоящее время весьма актуальна и требует решения как на федеральном, так и региональном уровнях. Полномочия субъектов Российской Федерации в организации отдыха и оздоровления детей уточнены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации". К полномочиям субъектов относятся:

1) реализация государственной политики в интересах детей;

2) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей;

3) осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация отдыха детей в каникулярное время отнесена к вопросам местного значения. Однако из-за неодинаковых финансовых возможностей муниципальных образований в Свердловской области дети, нуждающиеся в оздоровлении, поставлены в неравные условия. Очевидно, что без помощи субъекта Российской Федерации решение задач по организации детского отдыха в муниципальных образованиях в Свердловской области невозможно.

В Свердловской области продолжается процесс дифференциации загородных оздоровительных лагерей по формам собственности:

1) преобладает число лагерей, находящихся в муниципальной собственности;