Организация отдыха и оздоровления детей рассматривается в последние годы как непременный атрибут социальной политики в отношении семьи и детей. На федеральном уровне предпринимаются шаги по совершенствованию нормативно-правового регулирования, созданию условий дальнейшего развития системы детского отдыха и оздоровления. Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" впервые дал правовое определение сущности понятия "отдых детей и оздоровление", узаконив также понятие "организация отдыха детей и их оздоровление". Кроме этого вышеуказанный закон поставил значимость проблемы детского отдыха в один ряд с проблемами укрепления здоровья детей и подростков, образования, воспитания и развития детей, являющимися системообразующими в реализации государственной политики в отношении подрастающего поколения.
Существенным моментом, отраженном в вышеуказанном законе, является защита прав детей на отдых и оздоровление. Обязанность по обеспечению этих законных прав детей, а также сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей, возлагается на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
В настоящее время 40 субъектов Российской Федерации приняли законы в сфере защиты прав и законных интересов детей, отдельные положения которых предусматривают вопросы организации отдыха и оздоровления детей, региональные целевые программы, направленные на улучшение положения детей, а также концепции развития отдыха и оздоровления детей.