Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2012 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА"

1.3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Сложное состояние производственного потенциала и финансовое положение большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей области, высокий износ основных фондов, деградация производственного потенциала отрасли - земельного, отсутствие комплексной многоуровневой поддержки, материально-технического, кадрового, а также социальной сферы сельских территорий свидетельствуют о том, что инерционное развитие отрасли с опорой на действующие организационно-экономические механизмы не может вывести сельское хозяйство области из создавшегося положения.

В Сахалинской области существует тенденция невысоких темпов развития сельского хозяйства, их отставания от темпов роста экономики области в целом.

Замедление динамики производства сельскохозяйственной продукции, в первую очередь продукции животноводства, во многом объясняется тем, что по отношению к завозимому продовольствию продукция местных товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с сахалинского внутреннего рынка.

В инерционном сценарии развития отрасли его низкая конкурентоспособность предопределит быстрое исчерпание внутренних ресурсов товаропроизводителей, в первую очередь сельскохозяйственных предприятий.

В животноводстве произойдет существенное падение объемов производства молока и мяса, молочное скотоводство и свиноводство сохранится только в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах населения области.

Уступит свои позиции и отрасль птицеводства, на которую повлияют негативные макроэкономические показатели развития сельскохозяйственного производства региона.

Существенных позитивных изменений в отрасли растениеводства также не произойдет. Производство картофеля и овощей сократится до минимума, уменьшится количество посевных площадей и урожайности, в том числе кормовых культур. Сохранится мелкотоварное личное подсобное хозяйство на уровне вспомогательного, с технологией выращивания картофеля и особенно овощей начала ХХ века.

В настоящий момент растениеводство области существует в условиях постоянно убывающего плодородия почв. В связи с этим, несмотря на успешную реализацию программы "Картофель Сахалина" на 2000 - 2005 годы, позволившую увеличить долю высокорепродуктивных семян картофеля в их общей массе, дающих высокий урожай практически при любых погодных условиях, валовое производство картофеля остается не достаточно стабильным и сильно зависит от погодных условий. Аналогичная ситуация наблюдается с валовым производством и урожайностью овощей. Инерционный вариант развития отрасли может формироваться на базе результатов функционирования сельского хозяйства в предыдущие пять лет, когда темпы роста валовой продукции сельского хозяйства в среднем составили 1,3%. В этом случае увеличения доли продукции животноводства (мяса, молока, яйца), произведенной в Сахалинской области, в общем объеме потребления не произойдет. Кроме того, может снизиться доля производства местной сельскохозяйственной продукции, а также сократятся реальные доходы сельского населения.

Это приведет к резкому обострению проблем:

1) обеспечения занятости населения, проживающего в сельских территориях области;

2) поддержания и развития социальной инфраструктуры сельских территорий, существенной части экономической нагрузки, по финансированию которой прямо или косвенно ложится на сельское хозяйство;

3) воспроизводства природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве.

Вследствие этого:

1) увеличится разрыв в уровне жизни сельского и городского населения;

2) большая часть сельского населения в соответствии с новыми критериями благосостояния получит статус "бедного", бедность в еще большей степени станет феноменом, преимущественно распространенным среди сельского населения;

3) возрастет социальная напряженность не только между "городом" и "деревней", но и между районами области (вследствие неравномерности развития сельского хозяйства в региональном разрезе);

4) снизится привлекательность сельского образа жизни и занятости в сельском хозяйстве;

5) активизируется процесс миграции сельского населения в города, что приведет к обострению в них социальной ситуации (разбалансированности рынка труда и жилья);

6) будет наблюдаться дальнейшее сокращение численности и качественная деградация трудовых ресурсов, на которые в своем развитии может рассчитывать сельское хозяйство, что обусловит специфические кадровые проблемы его структурно-технологической модернизации;

7) сформируются обширные территории, на которых не будет вестись хозяйственная деятельность, что приведет к потере социально-экономического контроля над ними и обусловит деградацию природно-экологического потенциала.

Необходим поиск новых, более действенных механизмов, способных образовать комплексную, реалистичную Программу восстановления и развития аграрной экономики области.

Программа является одним из таких механизмов решения основных проблем сельского хозяйства Сахалинской области.

В рамках инерционного сценария развития сельского хозяйства будет происходить дальнейшее снижение уровня обеспеченности области продовольственными ресурсами местного производства.

В этих обстоятельствах ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения их конкурентоспособности, с использованием программно-целевого метода становится единственно приемлемым вариантом экономической политики.

Переход к программно-целевому методу планирования позволит работать на конкретный общественно значимый результат.

Программа предполагает системный подход к решению производственных, финансовых и социальных проблем в сельском хозяйстве, что создаст предпосылки для сокращения бедности сельского населения и повышения продовольственной безопасности области.