Возможны следующие варианты преодоления кризиса и создание условий для интенсивного развития сельского хозяйства Сахалинской области при помощи программно-целевых методов.
В рамках первого варианта приоритетной целью становится система мер по поддержке доходов личных подсобных хозяйств населения Сахалинской области. Их доля в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства возросла с 26% 1990 году до 58,5% в 2007 году. Вместе с тем он свидетельствует о том, что сельское хозяйство Сахалинской области становится все более мелкотоварным, менее конкурентоспособным, все большая часть продукции производится с использованием ручного труда, примитивных технологий, минимальной механизации трудоемких процессов. Это приводит к сокращению товарности производимой продукции. Товарность картофеля в личных подсобных хозяйствах населения в 2007 году была в 1,6 раза ниже, чем в сельскохозяйственных предприятиях, соответственно овощей - в 2,9 раза, скота и птицы - в 1,7 раза, молока - в 2,5 раза. Несмотря на то, что личные подсобные хозяйства населения произвели картофеля в 3,1 раза больше, чем сельхозпредприятия, они продали его лишь в 1,9 раза, овощей произвели в 2 раза больше, а продали в 1,5 раза меньше и т.д.
Это свидетельствует о том, что личные подсобные хозяйства граждан прежде всего выполняют функцию самообеспечения продовольствием сельского населения. Тем не менее в условиях сокращения производства сельскохозяйственной продукции в области они вносят существенный вклад в продовольственное обеспечение, выступают в качестве основного, а нередко и единственного места приложения труда и главного источника дохода для большинства крестьян. Поэтому в ближайшие годы Правительство области должно оказывать им помощь, создать условия для стабилизации и роста производства, повысить его товарность. Для этого могут быть использованы разные меры государственной поддержки.
{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 26.04.2011 N 148}
Риски реализации этого подхода определяются двумя факторами, такими как объективной слабостью мотивов к инвестированию на уровне коммерческих организаций, особенно субъектов малого и среднего бизнеса, в сельское хозяйство островного региона, а также опасностью отсутствия согласованности в ходе процессов воспроизводства основного капитала отрасли и конъюнктуры рынков сбыта сельскохозяйственной продукции.
Вышеуказанные риски обусловлены следующими факторами.
Во-первых, низкая рентабельность личных подсобных хозяйств определяется неэффективным производством, ручным трудом, примитивными технологиями, отсутствием механизации трудоемких процессов и инфраструктуры обслуживания и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств.
Во-вторых, опасность отсутствия согласованности процессов структурно-технологической модернизации отрасли состоит в снижении эффективности инвестиций в случае формирования избытка предложения ресурсов или в росте цен в случае отставания производственных возможностей от динамики спроса на продукцию личных подсобных хозяйств.
В рамках второго варианта решения проблемы может стать система мер по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств.
По состоянию на 01 января 2008 года в области зарегистрировано 661 крестьянских (фермерских) хозяйств с общей площадью земли 9,6 тыс. га (в среднем по 14 га на хозяйство). Сельскохозяйственные угодья в фермерских хозяйствах занимают 6015 га, в том числе пашня - 2607 га. Значительное число фермеров (65%) имеют сравнительно небольшие участки земли - до 10 га. Участки от 10 до 50 га имеют 30% и только 5% фермеров - свыше 50 га.
Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве продукции сельского хозяйства области в 2008 году составил 6,9%.
Выпуск продукции сельского хозяйства крестьянских (фермерских) хозяйств в 2007 году составил 385,4 млн. рублей, индекс физического объема 2007 года к 2006 году - 97,9%, в том числе продукции растениеводства 249,6 млн. рублей, или 92,3% к 2006 году, продукции животноводства 135,8 млн. рублей (110,9%). Удельный вес продукции растениеводства в общем объеме выпуска продукции сельского хозяйства фермерскими хозяйствами в 2007 году составил 64,8%, продукции животноводства - 35,2%. Из приведенных данных видно: основная часть фермеров занимается полеводством и только 35,2% - животноводством. Это связано как с отсутствием средств на строительство помещений, покупку и разведение скота, так и с высокими затратами на производство этой продукции и низкими закупочными ценами. Становление фермерства в области по-прежнему идет сложно, подтверждение тому - сокращение их абсолютного числа и низкая доля в общем производстве сельскохозяйственной продукции (6,9%).
Как и в прошлые годы главным сдерживающим фактором в дальнейшем развитии своего хозяйства фермеры считают высокие цены на сельхозтехнику, стройматериалы, высокие процентные ставки за кредит и жесткие условия его предоставления.
Увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов крестьянских (фермерских) хозяйств, а также увеличение поставок по системе федерального лизинга высокопродуктивного племенного скота, техники и оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции позволят обеспечить рост объемов производства, повысить товарность крестьянских (фермерских) хозяйств и доходы занятых в них граждан, рентабельность и инвестиционную привлекательность предприятий крестьянских (фермерских) хозяйств.
Риски реализации подобных мер определяются тем, что в ближайшие годы тенденция роста земельной площади и сокращения количества фермерских хозяйств при стабилизации объема валовой продукции сельского хозяйства возможно сохранится. С целью повышения конкурентоспособности, более эффективного использования производственного потенциала фермерские хозяйства вынуждены будут укрупняться, ускорятся процессы создания ассоциаций фермерских хозяйств, кооперации их с отраслевыми кооперативами и интегрированными формированиями.
В рамках третьего варианта реализуется установка на укрепление и государственную поддержку крупных сельскохозяйственных предприятий.
В условиях взаимосвязанности мировой экономики аграрная политика все сильнее подчиняется международным правилам. Обеспечение конкурентоспособности местных сельхозтоваропроизводителей является основополагающим направлением развития аграрной политики Правительства Сахалинской области.
{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 26.04.2011 N 148}
Опыт свидетельствует о том, что преимущества крупного производства проявляются в более рациональном и эффективном использовании техники и технологии, в оптимальном сочетании отраслей, более высоком уровне товарности, высокой квалификации кадров, продукция крупных сельхозпредприятий реализуется без посредников, а, следовательно, по более низкой цене и т.д. Именно в крупных сельхозпредприятиях происходит концентрация капитала. Научно-технический прогресс вынуждает сельхозпредприятия приобретать высокопроизводительную технику, использовать новейшие технологии и на этой основе повышать производительность труда, увеличивать доходы. Крупные сельхозпредприятия в отличие от мелких могут: формировать технологически обоснованную структуру производственных фондов, широко и оперативно маневрировать имеющимися материально-техническими ресурсами в процессе производства; применять прогрессивные технологии, более рационально использовать современную дорогостоящую технику; своевременно реагировать на изменение ситуации на продовольственных рынках; быть привлекательными для инвестиций, прежде всего частных.
По итогам работы за последние годы Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова, Россельхозакадемии совместно с Российским аграрным фондом пять сельскохозяйственных предприятий области включены в отраслевые рейтинги крупнейших сельхозпроизводителей России: ГУСП "Совхоз "Тепличный", ГУСП "Комсомолец", СПК "Соколовский", ГУСП "Совхоз "Южно-Сахалинский", ЗАО "Совхоз "Заречное", ГУСП "Совхоз "Корсаковский". Работу этих хозяйств отличают высокий уровень корпоративного управления, инвестиции в новые технологии, ориентация на социальную поддержку работников. К основным предприятиям, которые успешно реализуют существующий производственный потенциал и добиваются высоких результатов в своей деятельности, относятся также ГУСП "Птицефабрика Островная", ГОНО ОПХ "Тимирязевское". Они должны обеспечить высокую эффективность и конкурентоспособность на рынке. Крупные сельхозпредприятия, использующие научно-технический прогресс, хозрасчет, обеспечивающий мотивацию труда, способны добиваться высоких экономических показателей и занять доминирующее положение среди других укладов.
Вместе с тем сегодня крупные сельхозпредприятия, на которые делается основная ставка в работе по восстановлению аграрного производства, неоднородны по организационно-экономической структуре, обеспеченности материально-техническими ресурсами, уровню эффективности производства. Они находятся в далеко не одинаковом экономическом положении. Лишь около половины развиваются нормально, наращивают производство, повышают его эффективность. Остальные - это предприятия либо с неустойчивой экономикой, либо убыточные. У крестьян сформировались отношения непричастности и безразличия к делам своего предприятия, отсутствуют трудовая и технологическая дисциплина, идет неприкрытое воровство имущества, сокращается численность профессиональных работников.
Если одновременно не предпринимать усилий по реанимации таких хозяйств и формированию предпосылок позитивного развития, не обеспечить "параллельного" реформирования и повышения эффективности сельского хозяйства и системы его регулирования, то это сможет лишь проявить реальную глубину кризиса, переживаемого этим сектором экономики, предопределит как минимум в среднесрочной перспективе, выход из бизнеса значительного числа сельхозпредприятий, спад объемов производства, негативные социально-экономические последствия, в том числе и для муниципальных образований.
Также важно отметить необходимость увеличения "легальной" заработной платы на предприятиях сельского хозяйства.
Факторами риска при реализации этого подхода к решению проблем развития сельского хозяйства являются, прежде всего, отсутствие заинтересованности коммерческих организаций отрасли в увеличении социальных платежей в бюджеты всех уровней, в том числе и в областной бюджет.
В основу Программы предлагается положить систему мер по наращиванию производственных мощностей сельского хозяйства Сахалинской области, нормализации процессов воспроизводства основного и оборотного капитала, развитию эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей всех категорий, в том числе: личных подсобных хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и других, и развитие инфраструктуры этого рынка, внедрение в хозяйственную практику механизмов частно-государственного партнерства, то есть фактически - синтез рассмотренных выше вариантов, благодаря чему степень указанных рисков будет снижена до минимума.