Необходимость разработки Программы определяется исключительной значимостью сельского хозяйства в обеспечении населения Сахалинской области качественным продовольствием, промышленности - аграрным сырьем и в содействии устойчивому развитию сельских территорий.
Сельское хозяйство является базовой отраслью агропромышленного комплекса и играет важную роль в экономике Сахалинской области, развитии сельских территорий, в продовольственном обеспечении населения свежими продуктами питания (мясом, молоком, яйцами, картофелем, овощами), необходимыми в экстремальных природно-климатических условиях для поддержания здоровья сахалинцев и курильчан, закрепления кадров, успешного освоения шельфовых проектов, природных ресурсов (нефтяных, газовых, рыбных, лесных), а также жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера.
Отличительной особенностью сельскохозяйственного производства Сахалинской области является значительная отдаленность его от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (удобрений, сельскохозяйственной техники, запчастей и т.д.), ограниченная доступность территории и разбросанность сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории Сахалина и Курильских островов. Местное сельскохозяйственное производство является единственным источником малотранспортабельной и скоропортящейся продукции, а также важным стабилизирующим фактором в сдерживании цен на поступающую сельскохозяйственную продукцию из других регионов страны и импортную продукцию. Таким образом, от положения дел в сельском хозяйстве во многом зависит стабильность социально-экономической ситуации в Сахалинской области. Для большинства населенных пунктов сельское хозяйство - единственная сфера занятости населения. Все эти особенности придают сельскохозяйственному производству Сахалинской области особую специфичность, которую необходимо учитывать при решении вопросов экономического и социального развития всей Сахалинской области.
Удельный вес сельскохозяйственной продукции в валовом региональном продукте составляет около 2,5%. На селе проживают 117,1 тыс. человек, или 22,3% населения области. В крупных сельскохозяйственных предприятиях Сахалинской области занято 2,6 тыс. человек, или 2,2%, проживающих на селе.
Сельское хозяйство Сахалинской области специализируется на производстве картофеля, овощей, грубых и сочных кормов, мясомолочной продукции, яиц. Современное состояние сельского хозяйства области, представленное различными секторами экономики, позволяет за счет собственного производства удовлетворить потребности в картофеле и овощах полностью, яйцах на 96%, молоке на 31% и мясе на 5%. В настоящее время в Сахалинской области функционируют 30 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 660 крестьянских (фермерских) хозяйств, 140 тысяч семей, занимающихся личным подсобным хозяйством, садоводством и огородничеством. В их пользовании имеется 82,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 35,5 тыс. га пашни, 40,7 тыс. га кормовых угодий. В пользовании крестьянских (фермерских) хозяйств находится 9,9 тыс. га. Средний размер земельного участка 14,9 га.
В 2007 году хозяйствами всех категорий получено валовой продукции сельского хозяйства на сумму 5618,4 млн. рублей, что составило 105% к 2006 году, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на сумму 1946,6 млн. рублей, индекс физического объема составил 101,8%. Фермерскими хозяйствами произведено продукции сельского хозяйства на сумму 385,4 млн. рублей, индекс физического объема - 97,9%. Личными подсобными хозяйствами населения произведено продукции сельского хозяйства на сумму 3286,4 млн. рублей, индекс физического объема - 107,9%. Ими производится 71,9% картофеля, 59% овощей, 37,1% мяса скота и птицы, 49,3% молока и 10,9% яиц. В 2007 году в структуре сельскохозяйственного производства на долю сельскохозяйственных предприятий в общем объеме производства приходилось 34,6%, населения 58,5% и фермеров 6,9%.
В 2007 году картофеля убрано во всех категориях хозяйств больше, чем в 2006 году - 134,9 тыс. тонн, или на 12,1% больше, чем в 2006 году. Валовой сбор овощей сохранен на уровне прошлого года - 58,9 тыс. тонн. Собранный урожай картофеля и овощей удовлетворяет потребности области в данном продовольствии. В 2007 году производство основных видов животноводческой продукции возросло к уровню 2006 года: молока - на 2,8% (32,1 тыс. тонн), мяса (скота и птицы на убой в живом весе) - на 2,2% (3,1 тыс. тонн). В сельскохозяйственных предприятиях в результате осуществления комплекса селекционных и технологических мероприятий в 2007 году обеспечен рост молочной продуктивности коров на 3,4%, надой молока впервые достиг уровня эталонного 1990 года и составил 4039 кг в расчете на 1 корову. Это лучший показатель среди 10 субъектов Дальневосточного Федерального округа Российской Федерации, в среднем по России получено 3766 кг. Наивысших результатов в молочном животноводстве в 2007 году достигли: государственная организация научного обслуживания опытно-производственное хозяйство (далее - ГОНО ОПХ) "Тимирязевское" - 6463 кг молока на 1 фуражную корову; ЗАО "Совхоз Заречное" - 5959 кг; ООО "Огоньки" - 5554 кг; сельскохозяйственный производственный кооператив (далее - СПК) "Соколовский" - 4851 кг; государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие (далее - ГУСП) "Комсомолец" - 4459 кг. И в этом огромная заслуга Приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", главным направлением которого стало ускоренное развитие этой отрасли. Его реализация продемонстрировала огромные потенциальные возможности сахалинского сельского хозяйства, помогла стимулировать развитие предпринимательства в деревне. Основанием для такого решения, как известно, явилось резкое падение производства продукции животноводства, а также, и это главное, существенное сокращение производства мяса - в 14,9 раза, молока - в 4,7 раза. Если в 1990 году производство мяса в Сахалинской области на душу населения составляло 43 кг (при рациональной норме потребления 81 кг), то в настоящее время - всего 4 кг (снижение в 10,8 раза); по молоку соответственно - 203 кг (при норме потребления 392 кг) и 62 кг (снижение в 3,3 раза). Именно поэтому национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса" в 2006-2007 годах в первую очередь решал задачу возрождения сахалинского мясного и молочного животноводства, а также обеспечения населения местными натуральными мясомолочными продуктами питания в условиях растущего спроса на эту продукцию. Реализация мероприятий аграрного национального проекта будет продолжена с 2008 года в рамках Госпрограммы, а аграрная политика становится с 2008 года приоритетом в социально-экономической политике администрации Сахалинской области.
В 2007 году в сельскохозяйственных предприятиях выручка от продажи товаров, работ, услуг составила 1261,5 млн. рублей. Сельскохозяйственные предприятия получили прибыль до налогообложения в объеме 98,9 млн. рублей, уровень рентабельности составил более 7%.
С 2002 по 2007 год в сельском хозяйстве продолжался экономический рост, объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 55,7%.
Однако с 2004 года наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства и их отставания от темпов развития экономики Сахалинской области в целом. Если в 2003 году среднегодовой темп прироста в сельском хозяйстве составил 12,5%, то в 2007 году только 5%. Развитие сельского хозяйства уступает пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок, которого растет быстрее, чем внутреннее производство. По отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция сахалинских товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка. Особенно высока доля импортной продукции на рынках мяса и молока. Уровень сельской безработицы составляет 2,8% при среднем областном показателе 1,1%.
Если в растениеводстве до настоящего времени удалось сохранить уровень производства 1990 года, то в животноводстве он составляет лишь 20% от уровня 1990 года. Между тем по мере роста доходов населения Сахалинской области увеличивается спрос на мясомолочную продукцию и необходимо, чтобы прежде всего сахалинские производители воспользовались этой тенденцией.
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение целого комплекса проблем села, в том числе социальных.
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
1) низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
2) неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
3) финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
4) проблемы с технической инвентаризацией объектов недвижимости, межеванием, постановкой на кадастровый учет и регистрацией прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения в государственных унитарных сельскохозяйственных предприятиях области, вызванные высокой стоимостью проведения названных работ;
5) дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Ниже приведена таблица, отражающая краткое содержание основных проблем сельского хозяйства Сахалинской области, на обязательное решение которых должны быть направлены мероприятия Программы.
N пп | Наименование проблемы | Краткое описание |
1. | Неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельхозтоваропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов и готовой продукции | Нормальному функционированию сельского хозяйства области препятствует неразвитость аграрных рынков. В силу неразвитости рыночной инфраструктуры не обеспечивается нормальная связь между производителем и потребителем продовольствия, ограничивается возможность сбыта продуктов местными сельскохозяйственными товаропроизводителями по приемлемым ценам. |
2. | В силу низкой рентабельности в сельском хозяйстве в большей мере, чем в других отраслях, произошло сокращение производственно-технического потенциала | Рентабельность в сельском хозяйстве ниже, чем в других отраслях экономики, а риски, по понятным причинам, - выше. Кроме того, высокие транспортные издержки на поставку материально-технических ресурсов. |
3. | Высокий уровень износа основных фондов | В Сахалинской области износ основных фондов в промышленности по состоянию на 01 января 2008 года составил 54,8%, причем наиболее высокая степень износа характерна для предприятий черной металлургии - 59,1%; |
4. | Особенно актуальна проблема снижения плодородия и деградации земель | К настоящему времени не используется более 25% сельскохозяйственных угодий. Баланс питательных веществ в почве с 1992 года отрицательный по трем элементам питания и составляет минус более 126 кг/га. |
5. | Крайне медленными темпами проводится сельскохозяйственными предприятиями техническая инвентаризация объектов недвижимости и межевание земель сельскохозяйственного назначения, их постановка на кадастровый учет, регистрация прав на землю | До настоящего времени государственные унитарные сельскохозяйственные предприятия области не переоформили правоустанавливающие документы (государственные акты на право бессрочного пользования землей, выданные в 70-х годах прошлого столетия) в соответствии с законодательством Российской Федерации на используемые в производстве земельные участки. Основными издержками, тормозящимиосуществление государственной регистрации прав на землю при формировании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на праве бессрочного пользования, являются затраты на межевание, проведение необходимых землеустроительных работ. |
6. | Важнейшей проблемой является финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью доходов, накопленной декапитализацией, а также недостаточным притоком частных инвестиций | В 2007 году состояние производственного потенциала и финансовое положение большинства сельхозтоваропроизводителей оставались крайне сложными. Активы сельхозпредприятий обладают низкой ликвидностью, что может привести к дальнейшему наращиванию просроченной кредиторской задолженности в отрасли. Коэффициенты финансовой устойчивости свидетельствуют о крайне нестабильном финансовом положении сельхозпредприятий, что, в свою очередь, может негативно сказаться на их возможности получать кредиты в коммерческих банках, приобретать по лизингу технику и племенной скот, участвовать в федеральных и областных программах и проектах. Большинство сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств испытывает недостаток финансовых ресурсов для текущей деятельности и капитальных вложений. |
7. | Нерешенной проблемой остается межотраслевой диспаритет цен и доходов | Опережающий рост цен на промышленную продукцию и, прежде всего, на нефтепродукты, минеральные удобрения, комбикорма и др. материально-технические ресурсы по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию, приводит к нестабильности и ухудшению финансового состояния сельхозтоваропроизводителей. По сравнению с 2006 годом для сельского хозяйства области рост цен на нефтепродукты составил 33%, на минеральные удобрения - 60%, на комбикорма - 17%. |
8. | Серьезной проблемой остается низкий уровень заработной платы в сельском хозяйстве. | За 2007 год среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника в сельском хозяйстве области выросла на 21%. Однако в абсолютном выражении зарплата пока остается низкой: в среднем она составляет около 16517 рублей, то есть в 1,5 раза ниже, чем в целом в экономике области (25151,8 рубля). |
9. | Неэффективное управление в сельскохозяйственных предприятиях в условиях рыночной экономики | Нехватка квалифицированных кадров и специалистов, ухудшение качества трудового потенциал а оказывают существенное негативное влияние на развитие отрасли в целом. |
10. | Значительное отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности | Состояние социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельских поселениях характеризуется отсутствием дорог с твердым покрытием, неудовлетворительным состоянием грунтовых дорог, а в отдельных случаях бездорожьем, отсутствием надежного и достаточного энергоснабжения, неудовлетворительным состоянием, а в отдельных случаях отсутствием систем связи, водоснабжения, сброса сточных вод, теплоснабжения, крайней ветхостью объектов социальной сферы, особенно жилья |
Системная проблема развития сельского хозяйства состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности сельского хозяйства Сахалинской области возможности его развития будут недостаточны для повышения уровня жизни сельского населения, гарантированного удовлетворения растущего спроса на продовольствие, устойчивого воспроизводства материально-технического, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства.
Решение этих и других актуальных проблем, сдерживающих развитие сельского хозяйства области, возможно только на основе целевого подхода и применения программно-целевого метода. Решение проблем, направленных на развитие сельского хозяйства Сахалинской области, не просто согласуется со стратегическими целями и приоритетным задачам социально-экономического развития Сахалинской области, но и является тем вопросом, без решения которого социально-экономическое развитие региона будет не достаточно эффективным.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития Сахалинской области в рассматриваемой перспективе.