Наименование показателя | Ед. изм. | 2007 г. | ||
Грузооборот железнодорожного | млн. тн/км | 846,5 | 814,3 | 96,2 |
Пассажирооборот железнодорожного | млн. | 98,3 |
При этом перевозки угля для нужд энергетического комплекса Сахалинской области составляют до 50% всей номенклатуры грузов, 37% занимают строительные грузы. Перевозки рыбопродукции носят сезонный характер (зима, лето) и имеют нестабильные, зависящие от хода лососевой путины, объемы. Данные перевозки осуществляются как внутри области, так и в регионы России через паромную переправу. Перевозка инертных грузов (щебень) осуществляется как для нужд Сахалинской железной дороги на перешивку колеи, так и для строительства автомобильных дорог Сахалина.
Все основные грузы поступают на Сахалин из других регионов России через паромную железнодорожную переправу. Поэтому экономика области неразрывно связана с функционированием железнодорожного комплекса.
Особенностями Сахалинской железной дороги являются: ее относительная изолированность от общей сети железных дорог, узкая колея, наибольшая себестоимость перевозок, интенсивная снегозаносимость и подверженность размывам, вызывающим увеличение эксплуатационных расходов.
Разница в ширине материковой (1520 мм) и островной (1067 мм) колеи в свое время потребовала строительство специального пункта перестановки колесных тележек. Тогда это стало смелым инженерно-техническим решением проблемы, позволившим сократить время на обработку вагонов и отказаться от перевалки грузов. Однако в современных условиях эта технология удорожает стоимость перевозок.
На эффективность эксплуатационной деятельности железнодорожного транспорта Сахалина влияние оказывает высокая степень износа основных фондов, которая составляет 64,3%, в особенности локомотивного парка, а также ограниченная пропускная способность искусственных сооружений; требуется переустройство или ремонт более 700 искусственных сооружений (мостов, водопропускных труб, железнодорожных тоннелей).
В соответствии с планами развития ОАО "РЖД" с 2003 года в целях снижения себестоимости перевозок (в 8 - 10 раз превышающей общесетевую), повышения эффективности работы и конкурентоспособности, унификации устройств инфраструктуры и подвижного состава осуществляются работы по переустройству Сахалинской железной дороги на общесетевую ширину колеи 1520 мм.
Другим не менее значимым и требующим государственной поддержки проектом является строительство железнодорожной линии Ильинск - Углегорск протяженностью 143 км, которая позволит обеспечить вывоз возрастающих объемов угля, добываемого в Углегорском муниципальном районе, в количестве 7 - 8 млн. тонн в год, в том числе 6 млн. тонн на экспорт, а также решить ряд социальных проблем по транспортному обеспечению населения этого района.
Железные дороги Сахалина соединены с железнодорожной сетью России 267-километровой паромной переправой "Ванино - Холмск", введенной в эксплуатацию в 1973 году. До 1990 года на линии работало 10 железнодорожных паромов емкостью 26 вагонов каждый. В настоящее время их осталось только 4. Нормативный срок службы самого старого парома истекает уже в 2009 году, а последнего - в 2017 году.
Кроме того, паромная переправа в железнодорожной сети региона является звеном, наиболее зависимым от неустойчивых погодных условий, свойственных Дальнему Востоку. Простои паромов из-за погодных условий составляют около 35 - 40 дней в году (в основном в осенне-зимний период), крайне осложняют работу Сахалинской железной дороги (сверхнормативные накопления вагонов), создаются кризисные ситуации из-за объявления конвенции (временному ограничению) на отправление грузов на остров. Органы государственной власти Сахалинской области в целях развития железнодорожного транспорта должны решить проблему инфраструктурных ограничений, препятствующих устойчивому экономическому росту и комплексному социально-экономическому развитию региона.
Установление надежного круглогодичного железнодорожного сообщения как внутри области, так и между Сахалином и материком является одной из важнейших стратегических задач и находится в сфере стратегических интересов не только Дальневосточного региона, но и Российской Федерации в целом.
Решение этой проблемы состоит в сооружении сухопутного железнодорожного перехода между Сахалином и материком через пролив Невельского и железнодорожной линии Селихино (Дальневосточная железная дорога) - Ныш (о. Сахалин), который обеспечит существенно более дешевую и надежную по сравнению с существующей транспортную связь, функционирующую независимо от погодных условий, принципиально улучшит качество жизни на острове, будет способствовать оседлости населения, ускорению социально-экономического развития и преодолению тенденций, ведущих к экономической и политической изоляции.
Основные задачи на 2008 - 2010 годы:
1) содействие организации надежного, круглогодичного железнодорожного сообщения между Сахалином и материковой частью Российской Федерации;
2) создание условий для организации оптимальных вариантов транспортных схем перевозки грузов и пассажиров по Сахалинской железной дороге во взаимоувязке с другими видами транспорта.
В течение 2008 - 2010 годов будут приняты меры по получению государственной поддержки комплексного инвестиционного проекта "Строительство железнодорожной линии материк - о. Сахалин с тоннельным (мостовым) переходом через пролив Невельского и развитием (модернизацией) железнодорожной сети на острове Сахалин" путем включения этого проекта в одну из федеральных целевых программ или за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и внебюджетных источников.
Данный проект включает в себя три компонента:
1) переустройство Сахалинской железной дороги на общесетевую ширину колеи (1520 мм);
2) строительство железнодорожной линии Ильинск-Углегорск;
3) строительство железнодорожной линии ст. Селехино (ДВж. д.) - ст. Ныш (Сах. ж. д.) с тоннельным (мостовым) переходом через пролив Невельского.
Также предусмотрены меры по развитию ведущих отраслей экономики, деловая активность в которых приведет к увеличению потребности в грузовых и пассажирских перевозках по железной дороге; предусмотрено оказание государственной поддержки железнодорожному транспорту в форме дотаций на возмещение выпадающих доходов, связанных с организацией пассажирских пригородных перевозок.