В 2005 - 2006 годах наблюдался значительный рост зарегистрированных преступлений в результате целенаправленных мер УВД и прокуратуры Сахалинской области по укреплению законности деятельности органов внутренних дел и прежде всего в сфере учета и регистрации преступлений.
Число зарегистрированных преступлений в 2006 году возросло на 10,4% (по России - 8,5%; по Дальневосточному федеральному округу - 24,7%).
В 2008 году с учетом сокращения общего числа зарегистрированных преступлений уровень преступности снизится и составит 2843 преступления на 100 тыс. человек населения (2007 г. - 2919).
Снижение общего количества регистрируемых преступлений планируется за счет систематической работы правоохранительных органов и гражданских институтов по профилактике правонарушений и преступлений, по укреплению правосознания во всех слоях общества, а также по формированию общественного сознания, исключающего девиантное поведение.
Существенное влияние на количество зарегистрированных преступлений будет оказывать динамика регистрации преступлений небольшой и средней тяжести, обладающих наибольшей степенью латентности (более 70% в общем количестве зарегистрированных преступлений).
При этом на общий уровень преступности в период до 2010 года будет также оказывать влияние высокий уровень криминализации подростковой среды, сложившийся в предшествующие годы.
В 2007 году доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем массиве преступлений составляла 5,6%. Эта цифра значительно меньше показателя 1990 года - начала проведения экономических реформ (11,0%).
В течение 2008 - 2010 годов в результате принимаемых мер по профилактике подростковой преступности в рамках реализации проекта "Школьный инспектор" в образовательных учреждениях области количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, будет постепенно снижаться, и их доля в общем количестве зарегистрированных преступлений уменьшится.
Уменьшение уровня криминализации в подростковой среде позволит уменьшить число преступлений, совершаемых в общественных местах, в том числе на улицах.
В дальнейшем предполагается продолжать совместные действия правоохранительных органов, органов общественного правопорядка и органов местного самоуправления по пресечению распространения наркомании и алкоголизма, особенно среди несовершеннолетних.
Составной частью работы по обеспечению безопасной жизнедеятельности населения является безопасность дорожного движения. Основными причинами происшествий являются несоблюдение скоростных режимов движения, выезд на полосу встречного движения, нарушения правил движения пешеходами, управление транспортом в нетрезвом состоянии и неудовлетворительное состояние дорог и улиц.
Для повышения безопасности дорожного движения в 2008 - 2010 годах предстоит обеспечить эффективные действия органов правопорядка на автодорогах, реализовать мероприятия областной целевой программы по данной тематике, а также выполнить необходимые работы по содержанию дорог общего пользования.
В области реализованы организационные и практические мероприятия, направленные на формирование элементов общегосударственной системы предупреждения террористических угроз, предусмотренных Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и Указом Президента Российской Федерации от 15.02.2006 N 116 "О мерах по противодействию терроризму".
Реорганизованы и функционируют в новом формате антитеррористические комиссии (областная и муниципальные), а также оперативный штаб. Определены силы и средства, выделяемые ведомствами для проведения контртеррористической операции, отработан порядок их задействования. В муниципальных образованиях определены лица, ответственные за осуществление первоочередных мер по пресечению возможных террористических актов. Разработаны, утверждены и доведены до исполнителей документы, регламентирующие их деятельность.
В целях отработки практических навыков по управлению выделенными силами и средствами регулярно на плановой основе проводятся командно-штабные и оперативно-тактические учения.
Профилактика террористических угроз - приоритетное направление работы антитеррористической комиссии Сахалинской области.
Аппаратом администрации Сахалинской области совместно с оперативным штабом и антитеррористической комиссией Сахалинской области подготовлены предложения в Национальный антитеррористический комитет по внесению изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 N 411-рс "Об утверждении перечня критически важных объектов Российской Федерации" в части дополнения Перечня 16 объектами, находящимися на территории Сахалинской области и подпадающими под категорию критически важных.
В настоящее время ведется работа по формированию региональной целевой программы профилактики терроризма и экстремизма.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного (в том числе и террористического) характера на территории Сахалинской области регулярно и на плановой основе проводятся соответствующие учения и тренировки, приняты соответствующие законы и постановления, в соответствии с которыми накоплены и поддерживаются в готовности к использованию необходимые резервы финансовых и материальных (включая медицинские) ресурсов. В 2007 году произведено уточнение их перечня с учетом проблематики, выявленной в ходе ликвидации последствий землетрясения в г. Невельске.
Одной из целей деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Сахалинской области является обеспечение безопасной жизнедеятельности населения.
Работа по указанному направлению осуществляется на основе взаимодействия с соответствующими федеральными органами власти.
Приоритетными задачами являются снижение уровня криминогенности, предупреждение и профилактика правонарушений.
По данным социологического опроса населения, проведенного по заказу администрации Сахалинской области в августе 2007 года, основная часть респондентов (61,6%) считает, что правоохранительные органы обеспечивают некоторую защиту, 5,4% - обеспечивают достаточную защиту, 26% - защита совершенно не обеспечивается.
По мнению респондентов, самыми безопасными для проживания являются сельские населенные пункты области, а наиболее криминализированными - областной центр (г. Южно-Сахалинск) и портовые города (в первую очередь - г. Холмск и г. Корсаков).
Мероприятия, направленные на борьбу с преступностью, обеспечение общественной безопасности и повышение уровня профилактической работы позволяют удерживать под контролем криминальную ситуацию в области.