Муниципальное образование "Холмский городской округ" расположено на юго-западе о. Сахалин на берегу Татарского пролива. Территория муниципального образования составляет 2,3 тыс. кв. км.
На территории муниципального образования имеются разведанные природные ресурсы:
1) строительные камни - 2 разрабатываемых месторождения с суммарными балансовыми запасами 13,4 млн. куб. м;
2) пески строительные - 1 разрабатываемое месторождение с балансовыми запасами 18,2 млн. куб. м.
Разведанные запасы ресурсов: торф, туфы, нефть и газ, - не разрабатываются.
Численность жителей на 1 января 2008 года - 45,4 тыс. чел., в том числе: городское население - 31,8 тыс. чел. (70,3%), сельское - 13,6 тыс. чел. (29,7%). Среднесписочная численность работающих - 13,1 тыс. чел. (28,9% от общей численности населения).
Уровень зарегистрированной безработицы составляет 1,4% (в среднем по области 1,2%).
Муниципальное образование занимает 10-е место по рождаемости и 9-е место по смертности на 1000 жителей. Миграционный отток в 2007 году составил 393 чел. (выбывших - 807 чел., прибывших - 414 чел.). По данному показателю округ занимает первое место в области.
Доходы бюджета муниципального образования в 2007 году составили 1195 млн. рублей, из них собственные доходы - 385,3 млн. рублей (32,2%).
Инвестиции в основной капитал в 2007 году составили 563,4 млн. рублей. По данному показателю на душу населения округ занимает 16-е место в рейтинге муниципальных образований.
Транспортная инфраструктура представлена морским, железнодорожным и автомобильным транспортом.
Морской транспорт: Холмский морской торговый порт, Холмский морской рыбный порт.
Специализация морского торгового порта - обработка сухогрузных судов и железнодорожных паромов. За последние 3 года грузооборот составил более 2 млн. тонн в год. Основной грузооборот порта составляют грузы, следующие через паромную переправу Ванино - Холмск. Фактические мощности по грузопереработке, включая паромную переправу, составляют до 6,5 млн. тонн.
Порт имеет 9 причалов общей протяженностью 845 метров. Глубины у причалов от 2,5 до 9,5 метров.
Порт оснащен емкостями для хранения нефтепродуктов (дизтоплива) общим объемом 5000 тонн.
Холмский морской рыбный порт (Сахалинский Западный морской порт) является современным портом на Сахалине, специализирующимся на переработке грузов в рамках шельфового проекта "Сахалин-2" и "Сахалин-1", способным принимать суда дедвейтом до 10 тыс. тонн. Грузооборот порта за последние 3 года составил от 200 до 280 тыс. тонн в год при фактической мощности порта по грузообороту 1000 тыс. тонн.
С 2006 года причальные сооружения Холмского морского рыбного порта находятся в аренде, а береговая инфраструктура в собственности у ООО "Сахалин-Шельф-Сервис", которая в соответствии с планом развития порта реализует комплекс мероприятий по улучшению и модернизации инфраструктуры порта и портовых сооружений.
С 1973 года в Холмске действует постоянная морская паромная переправа через Татарский пролив Холмск - Ванино, что позволило открыть прямое железнодорожное сообщение Холмск - Москва. В 2006 году на паромах перевезено 66,7 тыс. человек.
На территории округа находится Холмская дистанция пути, пункт перестановки железнодорожных вагонов, действуют 3 основных железнодорожных станции: Холмск, Чехов, Пионеры. За последние годы на железнодорожной магистрали проведены работы по переустройству основных железнодорожных мостов, водопропускных труб, реконструкции железнодорожного тоннеля, строительству обходных путей. Из административного центра до ст. Чехов ежедневно курсирует пригородный пассажирский поезд, в летний период осуществляется движение пригородного поезда до п. Николайчук.
Автомобильное сообщение городского округа с другими муниципальными образованиями осуществляется по дорогам: (федерального значения) Холмск - Южно-Сахалинск и (областного значения) Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск. Для улучшения автомобильного сообщения проводится реконструкция дороги на участках Холмск - Пионеры и Холмск - Правда, а также мостовых переходов на данных автотрассах.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования, соединяющих населенные пункты, составляет 132 км, из них: 34 км - дороги федерального значения (федеральная собственность); 758 км регионального или межмуниципального значения (областная собственность); 33 км - дороги общего пользования местного значения (муниципальная собственность).
По результатам комплексной оценки социально-экономического развития округ относится к районам с уровнем развития ниже среднего.
В рейтинге муниципальных образований за 2007 год по объему отгруженных товаров на душу населения он занимает 12-е место, по объему подрядных работ 18-е место, по объемам розничного товарооборота и платных услуг - 5-е и 6-е места.
Экономика городского округа представлена следующими отраслями: пищевой (включая рыбную) и лесной отраслями, транспортом, сельским хозяйством.
В объеме производимой продукции наиболее высокий удельный вес (88,5%) имеет производство рыбопродукции и рыбоводство. По добыче рыбы и морепродуктов муниципальное образование занимает второе место в области. Развивается океаническое и прибрежное рыболовство.
На территории округа насчитывается 14 предприятий, имеющих рыбоперерабатывающие мощности, наличие которых позволило в 2007 году увеличить объем продукции рыбопереработки до 67,9 тыс. тонн и рыбных консервов до 6421 тыс. условных банок. В основном переработка рыбы в городском округе ведется на условиях совместных договоров с добывающими предприятиями, расположенными на восточном побережье и юге Сахалина.
В муниципальном образовании действуют два рыбоводных завода: "Калининский" и ООО "Нерест". Перспективным планом развития рыбоводства и рыборазведения предусмотрено строительство 2 новых рыборазводных заводов на реках Пионерке, Новоселовке.
Наращивает объемы производства и осваивает новые виды тары ОАО "Холмская ЖБФ". В 2007 году выпуск консервных банок составил 95,1 млн. штук (2004 год - 50 млн. штук). Расширяются рынки сбыта продукции за счет Южно-Курильского района, Камчатки и Приморья.