Наименование | |||||
отчет | прогноз | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Доходы, всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
в том числе: | |||||
налог на прибыль | 23,7 | 25,0 | 22,7 | 39,5 | 39,3 |
НДФЛ | 45,9 | 41,4 | 47,1 | 36,4 | 39,8 |
налог на имущество | 4,9 | 3,7 | 4,4 | 3,1 | 3,4 |
роялти | 0,6 | 2,7 | 2,1 | 1,5 | 1,5 |
сбор за пользование | 2,0 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,5 |
доля прибыльной | 0,6 | 6,2 | 4,4 | 62 | 2,4 |
прочие | 22,3 | 19,4 | 17,7 | 11,7 | 12,1 |
На протяжении последних лет бюджетное законодательство претерпело значительные изменения, направленные на разграничение доходов между уровнями бюджетной системы. В связи с указанными изменениями начиная с 2006 года значительно сократилось количество налогов и платежей, закрепленных в качестве собственных доходов за местными бюджетами.
Финансовая политика в части управления доходами основана на принципах стабильности и предсказуемости уровня налоговой нагрузки. Для реализации этих принципов в области такие параметры, как перечень налогов, ставки налогов, нормативы отчислений по регулирующим налогам, закреплены за уровнями бюджетной системы на долгосрочной основе. Закрепление за муниципальными образованиями единых нормативов отчисления от федеральных и региональных налогов увеличит существующие различия в бюджетной обеспеченности по муниципальным образованиям, поскольку налоговая база по основным федеральным и региональным налогам распределена по муниципальным образованиям неравномерно.
При формировании финансовой политики составляются варианты изменения налоговой нагрузки в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов, характеризующихся высокой степенью неопределенности.
Особенностью областного бюджета на протяжении последних лет является сильная зависимость от шельфовых проектов. Для их реализации операторами проектов в область привлечено значительное количество российских и иностранных компаний. Вместе с тем, данные организации не создают в области стабильной налоговой базы, поскольку их количество и состав ежегодно меняются в зависимости от потребностей операторов в выполнении определенных работ или оказании услуг.
Так, в 2007 году наибольшие поступления налога на прибыль обеспечены строительной и нефтегазодобывающей отраслями, на долю которых приходятся соответственно 32,9% и 32,4% в общем объеме поступлений налога. При этом организации, прибывшие в область для строительства инфраструктуры шельфовых проектов, в 2007 году уплатили налог в сумме 1812984 тыс. рублей, что почти в 3 раза превысило поступления за 2006 год.
В связи с окончанием инвестиционного периода в освоении шельфовых проектов и вводом в эксплуатацию объектов в структуре доходов консолидированного бюджета области прогнозировалось снижение темпов прироста налога на прибыль организаций, наблюдавшееся за период 2004 - 2007 годов, в связи с регистрацией на территории области прибывающих из других регионов строительных организаций. Одновременно будут увеличиваться поступления от налога на прибыль организаций при выполнении СРП, что связано с планируемой уплатой налога на прибыль оператором проекта "Сахалин-1".
Сильная зависимость бюджета области от нефтегазового сектора создает серьезные макроэкономические риски. Риски напрямую связанны с изменением мировых цен на нефть, колебанием обменного курса рубля, что, в свою очередь, оказывает самое неблагоприятное влияние на формирование доходной части бюджета. Для повышения стабильности поступления доходов в бюджет необходимо развивать другие секторы экономики области с целью диверсификации налоговых источников.
С целью поддержки таких отраслей экономики, как рыбная и лесная, региональным законодательством предусмотрено предоставление льгот по налогу на имущество для предприятий, занятых прибрежным рыболовством, осуществляющих переработку рыбы и морепродуктов на береговых предприятиях, а также для предприятий по переработке древесины (лесопилению).
Анализ структуры собственных доходов местных бюджетов показал, что за 2007 год на долю федеральных налогов и налогов со специальным налоговым режимом приходится 62,1% доходов, в том числе НДФЛ - 56,6%, ЕНВД - 4,3%. При этом на долю местных налогов (налог на землю и налог на имущество физических лиц) приходится всего 1%.
Расходы консолидированного бюджета Сахалинской области в 2007 году составили 33,5 млрд. рублей (138% к уровню 2006 года).
Дополнительные доходы позволили увеличить расходы на развитие социально-культурной сферы на 36,0% и финансовую помощь муниципальным образованиям более чем в 2 раза.
На среднесрочную перспективу приоритетной целью в расходовании средств консолидированного бюджета останется финансирование "социальных расходов", создание условий для повышения уровня жизни населения Сахалинской области.
Основные проблемы:
1) низкая собственная доходная база муниципальных образований;
2) предоставление межбюджетных трансфертов из областного бюджета муниципальным образованиям не стимулирует их социально-экономическое развитие;
3) существенная доля расходов бюджета, осуществляемых не через целевые программы;
4) недостаточно высокая эффективность использования бюджетных средств.
Основные задачи на 2008 - 2010 годы:
1) внедрение среднесрочного прогнозирования социально-экономического развития области в бюджетном процессе;
2) разработка и реализация мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов, снижение суммы недоимки областного и местных бюджетов;
3) увеличение доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
4) переход от сметного финансирования к бюджетированию, ориентированному на результат;
5) совершенствование межбюджетных отношений, обеспечивающих равный доступ населения области к получению бюджетных услуг и стимулирующих муниципальные образования к развитию доходной базы бюджетов муниципальных образований.
Основные мероприятия на среднесрочный период:
1) составление среднесрочного финансового плана на 3 года;