Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2010 ГОДЫ"

Таблица 38. СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ (В %)


Наименование
 параметров

отчет

прогноз

1

2

3

4

5

6

Доходы, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

налог на прибыль

23,7

25,0

22,7

39,5

39,3

НДФЛ

45,9

41,4

47,1

36,4

39,8

налог на имущество
 организаций

4,9

3,7

4,4

3,1

3,4

роялти

0,6

2,7

2,1

1,5

1,5

сбор за пользование
 объектами водных
 биологических
 ресурсов

2,0

1,6

1,6

1,6

1,5

доля прибыльной
 продукции
 при выполнении СРП
 по проекту "Сахалин-1"

0,6

6,2

4,4

62

2,4

прочие

22,3

19,4

17,7

11,7

12,1

На протяжении последних лет бюджетное законодательство претерпело значительные изменения, направленные на разграничение доходов между уровнями бюджетной системы. В связи с указанными изменениями начиная с 2006 года значительно сократилось количество налогов и платежей, закрепленных в качестве собственных доходов за местными бюджетами.

Финансовая политика в части управления доходами основана на принципах стабильности и предсказуемости уровня налоговой нагрузки. Для реализации этих принципов в области такие параметры, как перечень налогов, ставки налогов, нормативы отчислений по регулирующим налогам, закреплены за уровнями бюджетной системы на долгосрочной основе. Закрепление за муниципальными образованиями единых нормативов отчисления от федеральных и региональных налогов увеличит существующие различия в бюджетной обеспеченности по муниципальным образованиям, поскольку налоговая база по основным федеральным и региональным налогам распределена по муниципальным образованиям неравномерно.

При формировании финансовой политики составляются варианты изменения налоговой нагрузки в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов, характеризующихся высокой степенью неопределенности.

Особенностью областного бюджета на протяжении последних лет является сильная зависимость от шельфовых проектов. Для их реализации операторами проектов в область привлечено значительное количество российских и иностранных компаний. Вместе с тем, данные организации не создают в области стабильной налоговой базы, поскольку их количество и состав ежегодно меняются в зависимости от потребностей операторов в выполнении определенных работ или оказании услуг.

Так, в 2007 году наибольшие поступления налога на прибыль обеспечены строительной и нефтегазодобывающей отраслями, на долю которых приходятся соответственно 32,9% и 32,4% в общем объеме поступлений налога. При этом организации, прибывшие в область для строительства инфраструктуры шельфовых проектов, в 2007 году уплатили налог в сумме 1812984 тыс. рублей, что почти в 3 раза превысило поступления за 2006 год.

В связи с окончанием инвестиционного периода в освоении шельфовых проектов и вводом в эксплуатацию объектов в структуре доходов консолидированного бюджета области прогнозировалось снижение темпов прироста налога на прибыль организаций, наблюдавшееся за период 2004 - 2007 годов, в связи с регистрацией на территории области прибывающих из других регионов строительных организаций. Одновременно будут увеличиваться поступления от налога на прибыль организаций при выполнении СРП, что связано с планируемой уплатой налога на прибыль оператором проекта "Сахалин-1".

Сильная зависимость бюджета области от нефтегазового сектора создает серьезные макроэкономические риски. Риски напрямую связанны с изменением мировых цен на нефть, колебанием обменного курса рубля, что, в свою очередь, оказывает самое неблагоприятное влияние на формирование доходной части бюджета. Для повышения стабильности поступления доходов в бюджет необходимо развивать другие секторы экономики области с целью диверсификации налоговых источников.

С целью поддержки таких отраслей экономики, как рыбная и лесная, региональным законодательством предусмотрено предоставление льгот по налогу на имущество для предприятий, занятых прибрежным рыболовством, осуществляющих переработку рыбы и морепродуктов на береговых предприятиях, а также для предприятий по переработке древесины (лесопилению).

Анализ структуры собственных доходов местных бюджетов показал, что за 2007 год на долю федеральных налогов и налогов со специальным налоговым режимом приходится 62,1% доходов, в том числе НДФЛ - 56,6%, ЕНВД - 4,3%. При этом на долю местных налогов (налог на землю и налог на имущество физических лиц) приходится всего 1%.

Расходы консолидированного бюджета Сахалинской области в 2007 году составили 33,5 млрд. рублей (138% к уровню 2006 года).

Дополнительные доходы позволили увеличить расходы на развитие социально-культурной сферы на 36,0% и финансовую помощь муниципальным образованиям более чем в 2 раза.

На среднесрочную перспективу приоритетной целью в расходовании средств консолидированного бюджета останется финансирование "социальных расходов", создание условий для повышения уровня жизни населения Сахалинской области.

Основные проблемы:

1) низкая собственная доходная база муниципальных образований;

2) предоставление межбюджетных трансфертов из областного бюджета муниципальным образованиям не стимулирует их социально-экономическое развитие;

3) существенная доля расходов бюджета, осуществляемых не через целевые программы;

4) недостаточно высокая эффективность использования бюджетных средств.

Основные задачи на 2008 - 2010 годы:

1) внедрение среднесрочного прогнозирования социально-экономического развития области в бюджетном процессе;

2) разработка и реализация мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов, снижение суммы недоимки областного и местных бюджетов;

3) увеличение доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

4) переход от сметного финансирования к бюджетированию, ориентированному на результат;

5) совершенствование межбюджетных отношений, обеспечивающих равный доступ населения области к получению бюджетных услуг и стимулирующих муниципальные образования к развитию доходной базы бюджетов муниципальных образований.

Основные мероприятия на среднесрочный период:

1) составление среднесрочного финансового плана на 3 года;