Потребительский рынок Сахалинской области характеризуется как стабильный, с устойчивыми темпами роста, соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, развитой отраслевой инфраструктурой. Доля отраслей потребительского рынка в структуре ВРП в 2007 году составила 6,7%, в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет области - 4,7%.
В сфере малого предпринимательства потребительский рынок занимает лидирующее положение. Из числа учтенных малых предприятий - 32,6% предприятий осуществляют деятельность в торговле и в сфере обслуживания.
Потребительский рынок области является источником занятости. В этой сфере экономики осуществляют деятельность около 7 тысяч хозяйствующих субъектов с численностью более 30 тыс. человек.
Повысилась инвестиционная активность. За последние четыре года привлечено около 1,5 млрд. рублей инвестиций, количество объектов увеличилось почти в 1,5 раза. Улучшилась финансово-хозяйственная деятельность предприятий потребительского рынка. По итогам 2007 года сальдированный финансовый результат по крупным и средним предприятиям потребительского рынка составил 356,6 млн. рублей прибыли против результатов 2006 года - 337,8 млн. рублей прибыли.
Оптовая торговля
По состоянию на 1 января 2007 года на территории области осуществляют деятельность 643 хозяйствующих субъекта, из них 70% - индивидуальные предприниматели. Более 90% предприятий оптовой торговли расположены в областном центре. Численность работающих в оптовой торговле составляет 2,7 тыс. человек.
С учетом географического расположения и возможностей промышленного потенциала области, насыщение регионального рынка на 70% осуществляется за счет внеобластных поставок. Материально-техническая база состоит из складов (с высокой степенью износа) и не отвечает современному уровню развития оптовой торговли. В области практически отсутствуют стационарные холодильники. Для хранения скоропортящихся продуктов хозяйствующие субъекты используют рефрижераторные контейнеры.
На удорожание стоимости товаров в области влияет значительное количество мелких оптовых предпринимателей (более 70% от общего числа хозяйствующих субъектов). Вопросы обеспечения качества и безопасности товаров не решены. Медленно идет формирование рынка оптовой торговли в районах области.
До 2010 года развитие отрасли предусматривается по следующим направлениям:
1) строительство, техническое переоснащение и модернизация имеющейся материально-технической базы, совершенствование системы товародвижения, развитие дилерской сети местных товаропроизводителей;
2) оптимизация состава операторов оптового рынка, включающая создание условий для снижения доли посредников в объеме рынка на 15 - 20%;
3) защита потребительского рынка от недоброкачественных, опасных для здоровья населения товаров;
4) укрепление связей с региональными товарными рынками.
Розничная торговля
В сфере розничной торговли функционируют 3547 предприятий торговли, в том числе 2800 магазинов, 100 торговых центров, 28 рынков, 646 единиц прочей сети.
На каждые 10 тысяч населения области приходится 67 предприятий торговли, обеспеченность населения торговыми площадями в расчете на тысячу жителей составляет 401 кв. м, что более чем на 38% выше установленного норматива (290 кв. м). Однако сложившееся размещение объектов не в полной мере отвечает потребностям населения, сказывается неравномерность их расположения на территориях муниципальных образований.
Динамика развития оборота розничной торговли характеризуется ежегодным ростом физического объема.
В 2007 году оборот розничной торговли составил 50,2 млрд. рублей, что выше уровня 2006 года в сопоставимых ценах на 7,5%. По оценке, в 2008 году населению области будет реализовано товаров на сумму 60,6 млрд. рублей, рост к уровню 2006 года составит 12,8%.
В структуре оборота розничной торговли наблюдается тенденция снижения удельного веса продовольственных товаров (44,6%) с перераспределением в пользу непродовольственных (55,4%).
Продолжают сокращаться объемы продаж товаров на рынках. В связи с вступлением в силу законодательства, регулирующего сферу розничных рынков, объем продаж в 2007 году сократился до 5%.
Происходят заметные качественные изменения в работе предприятий за счет внедрения новых форматов торговли и технологий обслуживания. Широкое развитие получили предприятия с торговой площадью свыше 2500 кв. м, реализующие продовольственные, непродовольственные товары и использующие различные формы торгового обслуживания покупателей.
В то же время низкими темпами развиваются социально ориентированные предприятия торговли, такие, как магазины шаговой доступности и магазины с ценовыми скидками. Не получили должного развития обеспечивающие функционирование торговых предприятий системы логистики, объекты транспортной инфраструктуры: автостоянки, парковки и другие сервисные службы.
Одним из наиболее значимых механизмов, определяющих экономическое развитие отрасли, является внедрение разнообразных форм выставочно-ярмарочной деятельности. Для оценки деятельности предприятий сферы потребительского рынка проводятся региональные конкурсы и ежегодный областной конкурс "Золотой Меркурий".
Перспективным направлением развития розничной торговли до 2010 года является обеспечение доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения за счет:
1) реформирования структуры розничной торговли как за счет развития современных видов розничной торговли (торговые центры, торговые комплексы, магазины-склады и т.д.), так и социально ориентированных предприятий (магазины шаговой доступности и магазины с ценовыми скидками);
2) упорядочения мелкорозничной сети, ликвидации несанкционированной торговли;
3) обеспечения развития разнообразных форм торгового обслуживания с внедрением прогрессивных технологий продаж.
В 2008 - 2010 годах прогнозируется сохранение положительной динамики развития розничного товарооборота, в результате объем продаж товаров населению достигнет 82,4 млрд. рублей.