Перспективы рыбохозяйственного комплекса во многом связаны с реализацией принятой администрацией Сахалинской области концепции развития воспроизводства и товарного выращивания водно-биологических ресурсов, а также научного сопровождения рыбохозяйственной деятельности.
В рамках данной концепции ведется работа по созданию условий, которые способствуют дальнейшему развитию ресурсного потенциала, задействованного в сфере рыболовства.
Среди регионов Дальнего Востока в наибольших масштабах разведением тихоокеанских лососей занимается именно Сахалинская область. Мощность лососевых рыбоводных заводов (всех форм собственности) по закладке икры достигает более 860 млн. штук. Действуют 32 рыбоводных завода. В период 2008 - 2010 годов планируется построить еще 10 заводов.
Заложен первый завод по искусственному разведению трепанга. 7 предприятий занимаются проектно-изыскательскими работами для организации мариферм по разведению таких водно-биологических ресурсов, как приморский гребешок, трепанг, морской еж.
Для дальнейшего совершенствования системы управления рыбохозяйственным комплексом необходимо на законодательном уровне решить вопрос о передаче полномочий по управлению прибрежной зоной рыболовства на региональный уровень.
Важным и перспективным направлением является включение в приоритетный национальный проект "Развитие АПК" дополнительного направления, связанного с развитием рыбоводства и аквакультуры, а также применение стимулирующих мер, направленных на обновление рыбопромыслового флота на условиях бюджетного субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам.
Дальнейшее развитие рыбопромышленного комплекса области предусматривает решение ряда системных проблем, к которым относятся:
1) сокращение уловов рыбы и добычи морепродуктов в связи со снижением запасов водных биоресурсов в российской экономической зоне, а также неполное освоение имеющихся квот;
2) чрезмерная централизация по наделению ресурсов, управлению и организации промыслом сдерживает оперативное решение проблем отрасли;
3) несовершенство законодательно-правового обеспечения функционирования рыбного хозяйства;
4) избыточность контрольно-надзорных функций, связанных с выходом рыболовного флота в море и его возвращением в порты;
5) высокий уровень браконьерства и, как следствие, развитие теневой экономики;
6) высокий уровень физического и морального износа основных фондов (в первую очередь - промыслового флота), низкий уровень использования имеющегося производственного потенциала (в том числе - береговых перерабатывающих мощностей), недостаточный для современных условий уровень технологической и технической оснащенности обрабатывающих производств на судах и береговых предприятиях;
7) хронический недостаток квалифицированного командного и рядового состава флота;
8) высокая стоимость кредитных ресурсов, проблемы с привлечением инвестиций в отрасль и другие проблемы.
Основная цель, стоящая перед органами государственной власти Сахалинской области в рыбопромышленном комплексе, - создание условий для повышения эффективности используемых водно-биологических ресурсов на основе технического перевооружения и легализации всех сфер деятельности отрасли.
Основная задача по развитию рыбохозяйственного комплекса - разработка и реализация мер, направленных на формирование регионального кластера в этой отрасли экономики, которая должна стать конкурентоспособной на мировом рынке.
Решение указанной задачи предполагает совершенствование методологии управления отраслью, создание замкнутых технологических производств (рыборазвод - добыча - переработка), развитие марикультуры, изучение и вовлечение в хозяйственный оборот новых водно-биологических ресурсов.
Основные мероприятия на 2008 - 2010 годы:
1) наращивание биоресурсного потенциала для прибрежного рыболовства путем создания аквакультурных хозяйств, строительство современных заводов по искусственному разведению и расширению видового состава лососевых рыб;
2) реализация мероприятий по сохранению и поддержанию в нормальном состоянии естественных нерестилищ лососевых рыб;
3) проведение научно-исследовательских работ в целях рационального использования биоресурсов;
4) оказание содействия и поддержка модернизации производств, замена морально и физически устаревшего флота и оборудования, а также реновация производств, направленных на глубокую переработку и увеличение выпуска широкого ассортимента конкурентоспособной продукции, при поддержке областного и федерального бюджетов (субсидирование процентных ставок по кредитам);
5) проведение детального и всестороннего анализа эффективности добычи и последующего использования всех водно-биологических ресурсов;
6) совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере рыболовства;
7) разработка отраслевой целевой программы по развитию рыбохозяйственного комплекса с включением в нее мероприятий по развитию всех направлений (проведение исследовательских работ, рыбодобыча, переработка, рыборазведение, развитие аквакультуры и т.д.);
8) подготовка предложений и реализация мер по развитию рыбохозяйственого комплекса, направленных на создание особой экономической зоны на базе Невельского морского рыбного порта, ядром которой должна стать международная биржа по торговле морепродукцией, а также комплекс сервисных услуг для рыбного флота;
9) содействие в организации выставок, ярмарок и проведении областных смотров-конкурсов среди предприятий рыбной отрасли и их сотрудников в интересах развития рыбной отрасли;