Ед. изм. | 2007 г. | |||
Грузооборот морского | млн. тн/км | 4014,2 | 3488,3 | 86,9 |
Пассажирооборот морского | млн. | 90,5 |
Основные перевозимые грузы - продукция производственно-технического назначения (нефтепродукты, машины, оборудование, цемент, прокат черных металлов), а также основные продукты питания (производство которых на островах недостаточно для жизнеобеспечения области) поступают из других регионов морским путем в порты области, в основном в Холмск и Корсаков, откуда доставляются потребителям по железной дороге и автотранспортом. Поэтому экономика области неразрывно связана с функционированием транспортного комплекса, обеспечивающего производственные, внутриобластные и межрегиональные связи, сферу обращения товаров, услуг в удовлетворения потребностей населения в перемещении.
Инфраструктура морского транспорта Сахалина состоит из одиннадцати морских портов (восьми торговых, одного ведомственного и двух рыбных портов), транспортного флота и морской железнодорожной паромной переправы "Ванино - Холмск".
В рамках проекта "Сахалин-2" в Корсаковском районе завершается строительство специализированного порта "Пригородное" для транспортировки нефти и сжиженного природного газа.
На Курильских островах находятся портовые пункты, приписанные к Невельскому морскому рыбному порту, в которых осуществляются грузовые и пассажирские операции.
Морские порты являются основой всей транспортной структуры о. Сахалин. Так как о. Сахалин расположен в нескольких климатических поясах, то навигационные условия портов различны. Например, порты, расположенные в южной и юго-восточной части острова: Невельск, Холмск, Корсаков, - имеют круглогодичную навигацию. Морские порты центральной и северной части острова: Углегорск, Шахтерск, Красногорск, Бошняково, Александровск-Сахалинский и Поронайск, - открыты для навигации с середины апреля по середину октября, то есть всего полгода, а в порту Москальво навигация открывается на месяц позже.
Анализ грузооборота портов Сахалинской области за последние годы показывает, что падение грузооборота, имевшее место в 90-х годах прошлого века, остановилось и начиная с 2000 года отмечен рост объемов грузооборота и пассажирооборота.
Объем перерабатываемых грузов находится на уровне 4,3 млн. тонн. В дальнейшем ожидается значительный рост грузооборота за счет увеличения объемов добычи угля и его реализации зарубежным покупателям и потребителям северных дальневосточных регионов. Кроме этого, намечаемое строительство новых промышленных объектов также вызовет увеличение потребностей в морских перевозках.
Основным морским перевозчиком в Сахалинской области является ОАО "Сахалинское морское пароходство", флот которого включает в себя 26 судов, в том числе 21 транспортное судно, 4 парома и 1 ледокол. В состав флота входят собственные и арендованные суда, а также суда, принадлежащие дочерним, зависимым и ассоциированным компаниям.
Все суда имеют ледовый класс, сертифицированы Российским морским Регистром судоходства на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ) и находятся под техническим надзором Российского морского Регистра судоходства.
Суммарный брутто-тоннаж всех судов компании равен 142457 брутто-регистровой тонне, а суммарная мощность двигателей всех судов - 164840 лошадиным силам.
По объему перевозок пароходство является компанией регионального значения.
Последние 3 года финансово-экономические показатели пароходства стабильны, компания работает с прибылью, которая позволяет реализовывать программу пароходства по модернизации и продлению сроков эксплуатации паромов до 2020 года.
Основной проблемой пароходства является старение флота.
Другим значимым для Сахалинской области и пока единственным морским перевозчиком, обеспечивающим пассажирское сообщение между Сахалином и Курильскими островами, является ЗАО "Морская Компания "Сахалин-Курилы". В настоящее время финансово-экономические показатели компании положительные. Основная проблема компании - отсутствие на Курильских островах пассажирских причалов, способных принимать под обработку ее пассажирские суда, что значительно снижает эффективность работы компании.
ЗАО "Морская Компания "Сахалин-Курилы" имеет в собственности два пассажирских судна пассажировместимостью по 140 человек. В целях регулярного обеспечения пассажирских перевозок на линии Сахалин-Курилы, имеющих важное социальное значение, между администрацией Сахалинской области и ЗАО "Морская Компания "Сахалин-Курилы" заключен контракт сроком до 2010 года.
В связи с убыточностью данных перевозок администрация Сахалинской области осуществляет их дотирование из средств областного бюджета. В текущем году на эти цели выделено более 117 млн. рублей.
Кроме внутренних морских линий, действует регулярное японо-российское паромное сообщение, связывающие Сахалинскую область с островом Хоккайдо (Япония): Вакканай - Корсаков - Вакканай, которое было открыто в мае 1999 года. На этой линии работает специальный паром "Эйнс Соя" японской судоходной компании "Хигаси Нихонкай Фэрри".
Основные проблемы морского транспорта:
Главным звеном, связывающим Сахалин с материком, является морская железнодорожная паромная переправа "Ванино - Холмск", на которой работают 4 парома, нормативный срок службы одного из них истекает в 2009 году, другого - в 2017 году. В срочной реконструкции нуждается и эксплуатирующийся с 1973 года береговой паромный комплекс в морском торговом порту Холмск.
"Узким" местом в предоставлении услуг морскими портами в достаточном объеме и наращивании их грузооборота в экспортном направлении является отсутствие развитой инфраструктуры пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, оборудование и оснащение которых в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" является обязательством Российской Федерации. В портах Шахтерск и Бошняково, через которые осуществляется и планируется значительное увеличение грузооборота экспортного угля, полностью отсутствует инфраструктура пунктов пропуска. В таком же положении находятся все пункты пропуска, расположенные в портах рейдовой погрузки и портовых пунктах области.
Во всех портах, кроме Холмска, Корсакова и частично Шахтерска, грузовые операции производятся на открытом рейде, что ограничивает применение судов большой грузоподъемности. Однако и самые крупные порты Сахалина - Корсаков и Холмск, также имеют ограничения по глубинам (6 - 8 метров) и параметрам акваторий, что практически исключает возможность захода под грузовые операции судов грузоподъемностью свыше 6 - 7 тысяч тонн.
Гидротехнические сооружения практически всех портов, являющиеся федеральной собственностью, имеют физический износ от 50% до 90%, что служит основным сдерживающим фактором в реализации планов по наращиванию объемов грузопереработки портов.
Анализ работы стивидорных компаний, работающих в морских портах Сахалинской области, показывает, что практически все компании работают с небольшой прибылью, которой не хватает на развитие материально-технической базы предприятий. Основными причинами являются: недостаточная грузовая база, высокий износ и низкий уровень технического оснащения, недостаток судов служебно-вспомогательного флота, низкая эффективность производства рейдовых портов, неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений и акваторий портов.
В соответствии с законодательством все морские порты относятся к субъектам естественных монополий, ставки стивидорных услуг регулируются органами государственной власти. Все стивидорные компании, работающие в морских портах, арендуют гидротехнические сооружения, которые являются объектами исключительно федеральной собственности, не подлежащими приватизации.
Первоочередной проблемой является неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений и состояние глубин акваторий портов, занимающихся рейдовой отгрузкой угля, - Бошняково, Углегорск, Александровск-Сахалинский и Шахтерск, износ основных фондов которых составляет свыше 90%.