Сахалинская область относится к категории регионов России, где существует богатый ресурсно-сырьевой потенциал, но условия его освоения являются экстремальными.
Недостаточная кадровая обеспеченность и низкая инфраструктурная обустроенность территории усугубляются островным положением области, отсутствием устойчивой круглогодичной транспортной связи внутри самого региона.
Именно поэтому Сахалинская область относится к числу проблемных регионов со сложным инвестиционным климатом, кардинальное улучшение которого требует значительных ресурсов и продолжительного времени.
Сахалинская область как по совокупному инвестиционному потенциалу, так и по интегральному риску, на протяжении последних десяти лет устойчиво держится в интервале от 50 до 80 места среди субъектов Российской Федерации (оценка "Эксперт РА").
Регион изначально обладает высоким природно-ресурсным потенциалом, по которому занимает 39 место в России.
Богатые запасы природных ресурсов, в первую очередь, углеводородов, предопределили не только понимание неизбежности высоких рисков инвестирования, но и высокий интерес инвесторов к потенциалу региона, что вывело область в лидеры по показателям привлечения инвестиций среди регионов России.
Область занимает первое место по объему инвестиций в основной капитал в Дальневосточном федеральном округе. При этом инвестиции в основной капитал в области составляют около трети всех инвестиций Дальневосточного федерального округа.
В 2007 году инвестиции в основной капитал в области составили 125,9 млрд. руб., или 84,0% к уровню 2006 года, что в 4,5 раза превышает уровень 2001 года.
Рост инвестиций с 2001 года и до настоящего времени обусловлен крупными капитальными вложениями в нефтегазовые проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2", осуществлением геологоразведочных работ на перспективных площадях "Сахалин-3", "Сахалин-4", "Сахалин-5" и "Сахалин-6", а также развитием смежных с нефтегазовым комплексом отраслей экономики региона (промышленность строительных материалов, строительство, транспорт и связь, сфера услуг и др.).
Наряду с этим отмечается незначительный рост объема инвестиций в отраслях социальной сферы: здравоохранении, образовании, физической культуре, спорте.
В отраслевой структуре инвестиций существенных изменений в 2007 году не произошло. Приоритетными остаются виды деятельности, которые обеспечивают добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, развитие транспортной инфраструктуры и производства и распределения электроэнергии, газа и воды.
Основной источник инвестиций в 2007 году - это привлеченные средства, которые составили 91,9 млрд. рублей, или 87%.
Сахалинская область также является одним из лидеров среди российских регионов по привлечению иностранных инвестиций. На начало 2008 года в экономику привлечено иностранных инвестиций на сумму 24,2 млрд. долларов США. Величина привлеченного иностранного капитала в 2007 году составила 4,96 млрд. рублей, или 92,2% к 2006 году.
На период 2007 - 2010 годов прогнозируется снижение инвестиционных вложений, что будет обусловлено сокращением объемов работ по нефтегазовым проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
Основные проблемы экономического развития региона связаны с ограничениями в трудовой, производственной, инновационной и инфраструктурной составляющих инвестиционного потенциала Сахалинской области. Кроме этого, на протяжении последних лет в Сахалинской области остаются высокими политические и законодательные инвестиционные риски.
На повышение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционных рисков направлена значительная часть мероприятий, включенных в областную целевую программу "Социально-экономическое развитие Сахалинской области на 2008 - 2010 годы", реализация которых позволит значительно улучшить инвестиционный климат.
К числу основных задач, которые предстоит решать в среднесрочном периоде, относятся:
1) снятие инфраструктурных ограничений, в первую очередь, решение проблем в транспортной инфраструктуре и электроэнергетике области.
В транспортной отрасли программные мероприятия на 2008 - 2010 годы в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007 - 2015 годы" предусматривают строительство аэропорта Итуруп (о. Итуруп), реконструкцию аэропорта Южно-Курильск (о. Кунашир), строительство вертолетной площадки на о. Шикотан и вертодрома на о. Парамушир, который ввиду высокой социальной значимости решено закончить досрочно в 2008 году. На островах Парамушир, Итуруп и Кунашир предусматривается реконструкция морских портовых пунктов.
В рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" программные мероприятия на период 2008 - 2010 годов предусматривают реконструкцию автомобильной дороги Огоньки - Невельск (муниципальное образование "Невельский муниципальный район") и автомобильной дороги Южно-Сахалинск - Оха.
Продолжится работа по модернизации международного аэропорта "Южно-Сахалинск". Для удовлетворения потребностей во внутриобластных авиаперевозках за счет средств областного бюджета в 2008 году авиакомпанией "Сахалинские Авиатрассы" планируется приобретение в лизинг 2-х воздушных судов иностранного производства типа "Дэш-8".
На железнодорожном транспорте в целях обеспечения безопасности перевозки грузов и пассажиров, снижения себестоимости перевозок в рамках инвестиционных планов ОАО "РЖД" продолжится реконструкция железнодорожной дороги с переустройством ширины колеи на 1520 мм.
Областными органами исполнительной власти будет осуществляться работа с федеральными органами власти, потенциальными инвесторами и другими заинтересованными сторонами по вопросу реализации проекта строительства железнодорожной линии Ильинск - Углегорск для организации круглогодичной перевозки 8 млн. тонн угля в год и другого крупного проекта, связанного со строительством железнодорожной линии материк - о. Сахалин с тоннельным (мостовым) переходом через пролив Невельского.
В электроэнергетике Сахалинской области программные мероприятия в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007 - 2015 годы" предусматривают разработку проектной документации и строительство источников нетрадиционной энергетики.
В рамках Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" программные мероприятия (2008 - 2010 гг.) предусматривают разработку проектной документации и начало работ по проектам "Строительство Сахалинской ГРЭС-2", "Строительство 4-го энергоблока на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1", "Реконструкция передающих электросетей Сахалинской области". Эти проекты планируется реализовать на принципах государственно-частного партнерства, поэтому одновременно областными органами исполнительной власти будет осуществляться работа по согласованию условий и привлечению частного капитала для их реализации.
Кроме этого, в электроэнергетике продолжится работа по реконструкции и техническому перевооружению Охинской ТЭЦ. В рамках инвестиционной программы ОАО "Сахалинэнерго" для снятия ограничений в присоединении потребителей электроэнергии южной части г. Южно-Сахалинска начато строительство ВЛ-110 "Южно-Сахалинская - Южная", будут реконструированы подстанции и другие объекты островной электроэнергетики;
2) стимулирование развития обрабатывающей промышленности и внедрение инноваций.
Основная проблема связана с переходом от индустриально-сырьевого уклада экономики Сахалинской области к индустриальному и частично постиндустриальному этапам развития посредством создания производств с более глубокой переработкой природных ресурсов и выпуском продуктов с высокой добавленной стоимостью, а также развитием сферы сервисных услуг.