ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
от 03 октября 2008 года N 48-ЗРХ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2008 - 2012 ГОДЫ"
Принят Верховным Советом Республики Хакасия 23 сентября 2008 года
(с изменениями от 16.10.2009 г., Закон Республики Хакасия N 94-ЗРХ, НГР RU19000200900421)
(с изменениями от 25.12.2009 г., Закон Республики Хакасия N 150-ЗРХ, НГР RU19000200900576)
(утратил силу Законом Республики Хакасия от 15.02.2010 г. N 06-ЗРХ, НГР RU19000201000052)
Настоящий Закон принят в целях развития сельского хозяйства на территории Республики Хакасия.
Утвердить прилагаемую долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Хакасия на 2008 - 2012 годы" (далее - Программа).
Правительству Республики Хакасия в 2008 году и в последующие годы осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Хакасия А.И. Лебедь
к Закону Республики Хакасия
"Об утверждении долгосрочной
республиканской целевой
программы "Развитие
сельского хозяйства и
регулирование рынков
сельскохозяйственной
продукции, сырья и
продовольствия в
Республике Хакасия
на 2008-2012 годы"
ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2008 - 2012 ГОДЫ"
Наименование Программы | - долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Хакасия на 2008 - 2012 годы" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - постановление Правительства Республики Хакасия от 10.10.2007 N 317 "О развитии сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Хакасия на 2008-2012 годы" |
Государственный заказчик Программы | - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия |
Цели и задачи Программы | - целями Программы являются: - устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; - повышение конкурентоспособности региональной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства в Республике Хакасия; - сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. Задачами Программы являются: - создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий; - улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства; - обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; - повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства; - совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
Сроки реализации Программы | - 2008-2012 годы |
Объемы и источники – финансирования Программы | объем финансирования Программы в 2008 - 2012 годах за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия составляет 1340,8 млн. рублей (2008 год - 272,7 млн. рублей, 2009 год - 251,8 млн. рублей, 2010 год -229,5 млн. рублей, 2011 год - 292,9 млн. рублей, 2012 год - 293,9 млн. рублей). За счет средств внебюджетных источников планируется привлечь в 2008 - 2012 годах 5856,0 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 9,5 раза по отношению к 2006 году); - увеличение объема производства продукции: сельского хозяйства на 15 процентов по отношению к 2006 году; - доведение доли региональных продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 60 процентов |
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения | - реализация Программы координируется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, которое ежегодно готовит доклад о ходе и результатах реализации Программы |
Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство.
В Республике Хакасия сельскохозяйственные угодья расположены в зоне рискованного земледелия, в связи с чем одной из задач является создание условий для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством природных ресурсов. Большое внимание уделяется применению современных почвозащитных и ресурсосберегающих технологий.
В настоящее время в животноводстве объем производства восстановлен лишь наполовину к уровню 1990 года. Однако спрос на мясомолочную продукцию в регионе растет.
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 50 процентов сельских жителей имеют средний денежный доход и 45 процентов - доход ниже прожиточного уровня.
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.
Целями Программы являются:
устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособности региональной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства в Республике Хакасия;
сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Для достижения указанных целей необходимо решение основных задач по следующим направлениям:
создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 9,5 раза по отношению к 2006 году);
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия;
обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 8,2 процента, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посева до 15 процентов (научно обоснованная норма);
повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 50 процентов;
совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции.
В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в следующей таблице:
Динамика и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы
Показатели | Единица | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |||||||||||||||
измерения | год | год | год | год | год | ||||||||||||||||
1. | Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) | в процентах к предыдущему году | 101,9 | 101,7 | 102,0 | 102,0 | 101,5 | ||||||||||||||
2. | Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) | - // - | 102,1 | 101,7 | 102,0 | 102,0 | 101,5 | ||||||||||||||
3. | Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) | - // - | 101,4 | 101,8 | 101,9 | 102,0 | 101,5 | ||||||||||||||
4. | Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности | рублей на члена хозяйства в месяц | 8261,0 | 10409,0 | 12116,0 | 12976,0 | 13793,0 | ||||||||||||||
5. | Доля регионального производства в формировании ресурсов: мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) | ||||||||||||||||||||
процентов | 64,0 | 65,5 | 67,2 | 69,6 | 71,7 | ||||||||||||||||
- // - | 73,1 | 74,6 | 76,3 | 77,1 | 80,0 | ||||||||||||||||
6. | Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях: | - // - | |||||||||||||||||||
тракторы | - // - | 5,2 | 6,6 | 8,0 | 9,2 | 10,3 | |||||||||||||||
комбайны зерноуборочные | - // - | 7,4 | 8,6 | 10,4 | 11,5 | 13,0 | |||||||||||||||
комбайны кормоуборочные | - // - | 11,8 | 12,8 | 12,4 | 12,0 | 11,6 | |||||||||||||||
7. | Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий | в процентах к предыдущему году | 104,8 | 104,9 | 105,2 | 105,2 | 105,2 |
Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008 - 2012 годах и оценка негативных факторов и социально- ) экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.
Производство продукции сельского хозяйства к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году во всех категориях хозяйств на 15 процентов. В 2008 - 2012 годах прогнозируется ежегодное стабильное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства.
Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за пятилетний период планируется около 3 процентов.
Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве, в результате наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы, внедрения новых технологий.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций.
В первые годы реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Намечается стабилизация обеспеченности основными видами техники: в отношении комбайнов - к 2010 году, в отношении тракторов - к 2011 году. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации Программы будет приобретено в среднем 728 единиц сельскохозяйственной техники, их них 164 зерноуборочных комбайна.
Среднедушевое потребление в 2006 году составило:
- мяса и мясопродуктов - 68 кг на душу населения (при среднероссийском показателе 55 кг), или 92,4 процента от рекомендуемого размера потребления по нормам Института питания;
- молока и молокопродуктов - 246 кг на душу населения (при среднероссийском показателе 235 кг), или 63,3 процента от рекомендуемого размера потребления по нормам Института питания.
Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,5 раза.
Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:
развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с выделением предусмотренных Программой средств на их реализацию;
развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком, которое позволит существенно уменьшить зависимость наращивания производства продукции животноводства и птицеводства от импортных закупок белковых компонентов;
ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, а также к разработке зональных технологий сельскохозяйственного производства;
улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;