ИННОВАЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
N п/п | Показатель | Годы | |||
2008 - 2010 | 2011 - 2015 | 2016 - 2020 | 2008 - 2020 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Валовой региональный продукт в сопоставимых ценах 2007 года к концу периода, млрд. рублей | 1041,3 | 1688,3 | 3235,5 | 3235,5 |
2. | Валовой региональный продукт на душу населения в сопоставимых ценах, тыс. рублей | 237,5 | 383,9 | 732,8 | 732,8 |
3. | Среднегодовые темпы роста валового регионального продукта, процентов | 109,2 | 110,1 | 113,9 | 11,3 |
4. | Инвестиции в основной капитал (накопленные за период) в сопоставимых ценах, млрд. рублей | 724,5 | 2177,7 | 4464,9 | 7367,1 |
5. | Доля высокотехнологичного сектора в валовом региональном продукте к концу периода, процентов | 18,1 | 19,8 | 22,0 | 22,0 |
6. | Консолидированный бюджет области в сопоставимых ценах, млрд. рублей | 166,6 | 270,1 | 517,7 | 517,7 |
7. | Численность занятых в экономике к концу периода, тыс. человек | 2107,0 | 2132,3 | 2157,0 | 2157,0 |
8. | Темп роста численности занятых в экономике, процентов | 99,7 | 100,3 | 100,5 | 100,4 |
9. | Среднемесячная заработная плата одного работника к концу периода в сопоставимых ценах, тыс. рублей | 17,9 | 28,6 | 54,2 | 54,2 |
10. | Реальный темп роста заработной платы, процентов | 127,5 | 159,8 | 189,5 | 387,1 |
Такой путь развития основан на резком увеличении притока инвестиций. При этом они должны быть направлены в высокотехнологичный и инфраструктурный секторы экономики региона. В этих условиях изменится структура экономики региона - к 2020 году Свердловская область выйдет на долю высокотехнологичного сектора - 22 процента, долю инфраструктурного сектора - 45 процентов. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, увеличится до 40 - 50 процентов, доля инновационной продукции в общем объеме выпуска - до 25 - 35 процентов.
В настоящее время инвестиционная активность в регионе сдерживается в силу ряда объективных причин:
1) непривлекательность для частных инвесторов долгосрочных, как правило, высокорисковых и низкоокупаемых инвестиционных проектов в инфраструктурной сфере;
2) ограниченность бюджетных ресурсов Свердловской области, которые могут быть использованы для ускоренного строительства крупных объектов дорожной, транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, а также чрезвычайно жесткий законодательный режим использования бюджетных средств на инвестиционные цели;
3) отсутствие прямой зависимости между дополнительными преимуществами и возможностями, создаваемыми для экономики Свердловской области при осуществлении крупных инфраструктурных проектов, и экономическими результатами непосредственных участников его реализации;
4) отсутствие инструментов, позволяющих эффективно объединять инвестиционный потенциал Свердловской области и частных инвесторов и минимизировать их риски при реализации масштабных инвестиционных проектов.
Для решения масштабных задач, связанных с развитием экономики Свердловской области, наиболее предпочтительным инструментом являются меры, основанные на механизме государственно-частного партнерства.
В настоящее время существует потребность в создании института развития, который бы способствовал комплексному развитию территории Свердловской области путем инкубации инвестиционных проектов, создания площадок под жилую и промышленную застройку, а также путем содействия реализации инвестиционных проектов в сфере транспорта и инфраструктуры, инновационной сфере. Данный институт развития будет создавать прямые и косвенные условия, при которых участие в реализации таких проектов становится выгодным для частных инвесторов.
С учетом специфики задач наиболее эффективным институтом развития представляется создание Корпорации развития Среднего Урала. Создание Корпорации будет способствовать росту объемов инвестиций в экономику региона и устранению (снижению) инфраструктурных ограничений социально-экономического развития.
Деятельность Корпорации будет направлена на формирование благоприятной инвестиционной среды в Свердловской области, создание благоприятных условий для инвестиций (государственных и частных) в объекты промышленной, социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры. При этом Корпорация исходя из условий реализации конкретного инвестиционного проекта обеспечивает стимулирование привлечения инвестиций на основе субсидиарности и необходимой достаточности участия Корпорации.