Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Рыбная отрасль является одной из основных отраслей, влияющих на социально-экономическую ситуацию в Сахалинской области, что нашло отражение в Стратегии развития Сахалинской области на период до 2020 года и проекте программы социально-экономического развития Сахалинской области на 2008 - 2010 годы.

Системный подход к решению проблем, возникших в рыбной отрасли, позволит обеспечить реализацию стратегии развития региона и будет способствовать социально-экономическому развитию и повышению уровня жизни населения прибрежных населенных пунктов, увеличению собираемости налогов в региональный и местные бюджеты, созданию дополнительных рабочих мест в области.

Сахалинская область является одним из регионов Российской Федерации, определяющих стратегию развития российского рыболовства.

На долю рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области приходится более 14% выпуска товарной продукции. В объёме экспортных поставок рыбохозяйственный комплекс занимает второе место после топливно-энергетического комплекса и составляет около 17% от общего объема экспорта области. Десять предприятий рыбохозяйственного комплекса являются градообразующими и, как следствие, социально значимы для жителей области.

Также значение рыбохозяйственного комплекса определяется его ролью в обеспечении рыбной продукцией граждан Российской Федерации, проживающих на территории Сахалинской области и других субъектов Российской Федерации, в формировании доходов федерального, областного и местных бюджетов. Рыбная отрасль является поставщиком кормовой и технической продукции для предприятий агропромышленного комплекса, а также других отраслей экономики.

Вклад рыбохозяйственного комплекса (без переработки) в увеличение валового регионального продукта Сахалинской области составил почти 7%.

При рассмотрении сдерживающих факторов в развитии рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области можно разделить проблемы на четыре основных блока.

Во-первых, это проблемы использования ресурсной базы.

Годовой объем вылова водных биологических ресурсов в Сахалинской области составляет 530 тыс. тонн или 22% от общего объема улова в Дальневосточном федеральном округе в год. Добыча тихоокеанских лососей достигла порядка 150 тыс. тонн, что по абсолютной величине составляет 30% от вылова водных биоресурсов области и порядка 50% от вылова всех лососевых в России.

Несмотря на то, что общие промысловые запасы биоресурсов (возможный годовой вылов) оцениваются в настоящее время по акваториям, примыкающим к Сахалину, в 200 тыс. тонн, по Северным Курилам - 300 тыс. тонн, по Южным Курилам - 500 тыс. тонн, наблюдается быстрое сокращение количества ценных пород рыб, промысел которых характеризуется наибольшей рентабельностью.

Причиной возникновения этой проблемы являются, прежде всего, недоиспользование природно-ресурсной базы и недостаточная эффективность выростных площадей. Основным фактором, повлиявшим на возникновение вышеуказанных проблем, является отсутствие изучения гидробионтов и научных исследований по открытию новых гидробионтов.

Огромное значение в уменьшении объёма промысловых пород рыб играет отсутствие мероприятий, направленных на сохранение существующих берегозащитных лесов, защищающих нерестилища промысловых рыб, а также насаждение вышеуказанных лесов в местах их отсутствия.

Формирование негативных тенденций в сфере ресурсной базы рыболовства произошло в результате снижения внимания органов государственной власти и органов местного самоуправления к проблемам экологии и научного обеспечения рыбопромышленного комплекса.

Также огромное влияние играет незаконный промысел водных биологических ресурсов в акватории Сахалинской области с их вывозом в Японию, Китай и Корею.

Во-вторых, это проблемы рыбохозяйственного флота.

Рыбопромысловый флот Сахалинской области насчитывает 776 единиц, из них 81 имеет конструктивные разрушения и не подлежит восстановлению, но остается в реестре флота.

Износ флота превышает 80%, развал системы обеспечения безопасности мореплавания приводит к различным происшествиям и кораблекрушениям. В прибрежных акваториях области насчитывается более 150 единиц затонувших и севших на мель судов, в основном рыболовных (затонувших в последние десятилетия).

Сложившийся к настоящему времени типовой состав и эксплуатационно-экономические параметры действующих рыбопромысловых судов не обеспечивают должным образом их эффективную работу, особенно за пределами исключительной экономической зоны. Выбытие из эксплуатации крупно- и среднетоннажного промыслового флота привело к сокращению океанического и прибрежного промысла, что означает дополнительную минимизацию используемых ресурсов. Сахалинский транспортный флот не обеспечивает объемов перевозок продукции и снабжения.

В составе флота находятся одно научно-исследовательское и одно рыбоохранное судно. Промысел анадромных видов рыб и промысел в пределах акваторий рыбопромысловых участков осуществляется маломерным и малотоннажным флотом.

Основными причинами возникновения проблем рыбохозяйственного флота являются: низкий объём переработки продукции непосредственно на судах, недостаточный объём квот, выделенных на добычу водных биоресурсов в связи с их нерациональным распределением между пользователями, низкая степень доступности кредитов на пополнение оборотных средств и текущих расходов, а также отсутствие механизмов государственно-частного партнёрства по модернизации и обновлению флота.

В-третьих, это отсутствие развитой портовой инфраструктуры.

Имеющиеся в Сахалинской области портопункты, порт-ковши и порты в своей основе не имеют должного технического оснащения и соответствующей портовой инфраструктуры. Решение этой проблемы способствовало бы дополнительному ввозу рыбопродукции и, как следствие, развитию прибрежных муниципальных образований (в том числе депрессивных).

Причиной возникновения этой проблемы являются, прежде всего, отсутствие постоянной загрузки ремонтных мощностей портопунктов, порт-ковшей и портов, что в конечном счёте ведёт к нерентабельности или низкой степени рентабельности ведения портового хозяйства.

Также требуют реконструкции сахалинские рыбные терминалы морских рыбных портов, особенно в муниципальных образованиях "Невельский муниципальный район" и "Холмский городской округ". Этим портам необходимы: строительство защитных причальных гидротехнических сооружений, причальных линий, реконструкция электросетей, строительство подсобно-вспомогательных сооружений, замена отбойных устройств.

Основным фактором, повлиявшим на возникновение негативных тенденций, служит отсутствие в портопунктах, порт-ковшах и портах Сахалинской области необходимой для ремонта флота инфраструктуры и квалифицированных специалистов.

И, в-четвёртых, это проблемы переработки водных биологических ресурсов.

Материально-техническая база рыбоперерабатывающих предприятий находится на низком уровне. Инвестиции в основной капитал в последние годы не превышают 25% от уровня 1992 года. В результате темпы обновления оборудования рыбоперерабатывающих предприятий приблизились к критическому уровню. В эксплуатации находятся преимущественно малоэффективные и морально устаревшие основные производственные фонды со средним уровнем физического износа порядка 70%, что в значительной степени сказывается на конкурентоспособности вырабатываемой рыбопродукции.

Резкий спад производства и низкий уровень использования производственных фондов вследствие их износа (в независимости от причин) обусловлены отсутствием загрузки предприятий рыбопереработки, доступных кредитов на пополнение оборотных средств, а также инвестиций на их обновление.