Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА ПЕРИОД ДО 2028 ГОДА (с изменениями на: 29.03.2017)


2.3.2. Формирование конкурентоспособного кластера в сельском хозяйстве и пищевой промышленности Республики Алтай


В большинстве регионов Сибири, обладающих значительными сельскохозяйственными ресурсами, полноценные конкурентоспособные кластеры с развернутой структурой производства (полной цепочкой добавленной стоимости) не сформировались. Малые и средние предприятия в сельском хозяйстве ориентированы преимущественно на поставки первичного непереработанного сырья.

Ядром формирования полноценного кластера выступают предприятия по переработке продукции сельского хозяйства. В силу расширения масштабов рынка данные предприятия должны быть значительными по объемам, что позволяет использовать "эффект масштаба". Плохой менеджмент в сельском хозяйстве, нереструктурированные бизнес-процессы в первичных звеньях технологической цепочки в 1990 - 2000 годы привели к тому, что кластерные связи между малыми и средними предприятиями не выстраивались.

Подсчет коэффициентов специализации по продуктам сельского хозяйства показывает, в Республике Алтай на одну единицу валового регионального продукта приходится большее количество мяса, животного масла, хлеба и хлебобулочных изделий. Эта продукция должна выступить основой для выстраивания конкурентоспособного производства.

В качестве ядра кластера обычно рассматриваются крупные компании, уже действующие на территории республики, на основе которых возможна организация первоначальных производственных и инфраструктурных цепочек. Дальнейшее развитие подобного кластера происходит за счет увеличения размеров предприятий, изначально не являвшихся лидерами рынка, а также за счет выстраивания и оптимизации работы тех поддерживающих отраслей и необходимой инфраструктуры, которых не было на начальном этапе.

Крупнейшими предприятиями по переработке мяса в республике являются:

ООО "Соузгинский мясокомбинат" (Майминский район);

ОАО "Усть-Коксинский мясокомбинат" (Усть-Коксинский район);

Чемальское райпо (Чемальский район);

ЗАО "СХП Зверо-Пром-Мясокомбинат" (Онгудайский район);

ООО "СХП Алтай-Мясопродукт" (Онгудайский район);

СПК "Онгудаймясо" (Онгудайский район).

По мнению различных экспертов, качество и количество продукции мясного животноводства должно способствовать развитию мясной промышленности региона. Однако на данный момент в республике практически отсутствуют современные комплексы по первичной переработке мяса. Существующие предприятия являются заводами старого образца, работающими на старых технологиях, в то время как сейчас для развития производства необходимы другие форматы мини - заводов по первичной переработке, охлаждению и упаковке мясной продукции. Для выхода на основные центры потребления необходимо наличие устойчивых логистических схем и качественного маркетинга своей продукции.

Таким образом, исходя из существующих тенденций в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, формирование полноценного кластера подразумевает появление в республике (или при выстраивании отношений с компаниями из других регионов) таких субъектов хозяйственной деятельности и направлений, как крупные хозяйства, оптовые закупщики, поставщики технологий, ритейлеры, логистические компании, сертификация и вывод на рынок, подготовка кадров для модернизации сельского хозяйства. Схема развития конкурентоспособного кластера в сельском хозяйстве и пищевой промышленности Республики Алтай и взаимодействие субъектов в нем представлено на рисунке 11 приложения 2 к Стратегии.

Основными направлениями государственной политики на региональном уровне в сфере повышения конкурентоспособности сельского хозяйства и пищевой промышленности могут стать:

разработка кластерной политики по отношению к агропромышленному сектору;

разработка мер по правовой защите и укреплению бренда сельскохозяйственной продукции;

уточнение территориальной специализации республики, ее места в вертикально и горизонтально интегрированных структурах производства;

содействие инфраструктурному развитию (дороги, энергоснабжение), подготовка специализированных агропарков и площадок для размещения новых технологических комплексов;

территориальный маркетинг (привлечение инвесторов), стимулирование капиталовложений;

продуманная кадровая политика;

развитие социальной сферы населенных пунктов;

совместное планирование центров управления, дистрибуции и переработки потоков сельскохозяйственной продукции;

стимулирование технологизации сельхозпроизводства, включая стандартизацию сельскохозяйственного производства, рыночное форматирование сельхозпродукции (калибровка, мойка, упаковка и пр.);

проведение переговоров с представителями транспортного, туристского, рекреационного и прочего бизнеса, потенциально входящего в кластерную организацию агропромышленного комплекса;

разработка рамочных соглашений и договоров о совместной деятельности.