В большинстве регионов Сибири, обладающих значительными сельскохозяйственными ресурсами, полноценные конкурентоспособные кластеры с развернутой структурой производства (полной цепочкой добавленной стоимости) не сформировались. Малые и средние предприятия в сельском хозяйстве ориентированы преимущественно на поставки первичного непереработанного сырья.
Ядром формирования полноценного кластера выступают предприятия по переработке продукции сельского хозяйства. В силу расширения масштабов рынка данные предприятия должны быть значительными по объемам, что позволяет использовать "эффект масштаба". Плохой менеджмент в сельском хозяйстве, нереструктурированные бизнес-процессы в первичных звеньях технологической цепочки в 1990 - 2000 годы привели к тому, что кластерные связи между малыми и средними предприятиями не выстраивались.
Подсчет коэффициентов специализации по продуктам сельского хозяйства показывает, в Республике Алтай на одну единицу валового регионального продукта приходится большее количество мяса, животного масла, хлеба и хлебобулочных изделий. Эта продукция должна выступить основой для выстраивания конкурентоспособного производства.
В качестве ядра кластера обычно рассматриваются крупные компании, уже действующие на территории республики, на основе которых возможна организация первоначальных производственных и инфраструктурных цепочек. Дальнейшее развитие подобного кластера происходит за счет увеличения размеров предприятий, изначально не являвшихся лидерами рынка, а также за счет выстраивания и оптимизации работы тех поддерживающих отраслей и необходимой инфраструктуры, которых не было на начальном этапе.
Крупнейшими предприятиями по переработке мяса в республике являются:
ООО "Соузгинский мясокомбинат" (Майминский район);
ОАО "Усть-Коксинский мясокомбинат" (Усть-Коксинский район);
Чемальское райпо (Чемальский район);
ЗАО "СХП Зверо-Пром-Мясокомбинат" (Онгудайский район);
ООО "СХП Алтай-Мясопродукт" (Онгудайский район);
СПК "Онгудаймясо" (Онгудайский район).
По мнению различных экспертов, качество и количество продукции мясного животноводства должно способствовать развитию мясной промышленности региона. Однако на данный момент в республике практически отсутствуют современные комплексы по первичной переработке мяса. Существующие предприятия являются заводами старого образца, работающими на старых технологиях, в то время как сейчас для развития производства необходимы другие форматы мини - заводов по первичной переработке, охлаждению и упаковке мясной продукции. Для выхода на основные центры потребления необходимо наличие устойчивых логистических схем и качественного маркетинга своей продукции.
Таким образом, исходя из существующих тенденций в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, формирование полноценного кластера подразумевает появление в республике (или при выстраивании отношений с компаниями из других регионов) таких субъектов хозяйственной деятельности и направлений, как крупные хозяйства, оптовые закупщики, поставщики технологий, ритейлеры, логистические компании, сертификация и вывод на рынок, подготовка кадров для модернизации сельского хозяйства. Схема развития конкурентоспособного кластера в сельском хозяйстве и пищевой промышленности Республики Алтай и взаимодействие субъектов в нем представлено на рисунке 11 приложения 2 к Стратегии.
Основными направлениями государственной политики на региональном уровне в сфере повышения конкурентоспособности сельского хозяйства и пищевой промышленности могут стать:
разработка кластерной политики по отношению к агропромышленному сектору;
разработка мер по правовой защите и укреплению бренда сельскохозяйственной продукции;
уточнение территориальной специализации республики, ее места в вертикально и горизонтально интегрированных структурах производства;
содействие инфраструктурному развитию (дороги, энергоснабжение), подготовка специализированных агропарков и площадок для размещения новых технологических комплексов;
территориальный маркетинг (привлечение инвесторов), стимулирование капиталовложений;
продуманная кадровая политика;
развитие социальной сферы населенных пунктов;
совместное планирование центров управления, дистрибуции и переработки потоков сельскохозяйственной продукции;
стимулирование технологизации сельхозпроизводства, включая стандартизацию сельскохозяйственного производства, рыночное форматирование сельхозпродукции (калибровка, мойка, упаковка и пр.);
проведение переговоров с представителями транспортного, туристского, рекреационного и прочего бизнеса, потенциально входящего в кластерную организацию агропромышленного комплекса;
разработка рамочных соглашений и договоров о совместной деятельности.