Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА ПЕРИОД ДО 2028 ГОДА (с изменениями на: 29.03.2017)


2.3.1. Основные тенденции развития сельского хозяйства и пищевой промышленности


Основные тенденции развития агропромышленного комплекса Республики Алтай, как основы кластера сельского хозяйства и пищевой промышленности, должны учитывать общероссийские тенденции в долгосрочной перспективе, которые будут следующими:

1) производство сельхозпродукции в Российской Федерации будет расти в долгосрочной перспективе. Это связано с внутриотраслевыми трансформациями и достижениями, ростом внутреннего платежеспособного спроса, а также с повышением потребности в сельхозпродукции на внешних рынках. Рынок мяса обладает значительным потенциалом роста, будет расширяться доля отечественных производителей. На рынке молочных продуктов будет несколько расти потребление различных кисломолочных продуктов. Повысится потребление масла, особо быстро будет возрастать спрос на сыр. Хотя, в связи с большими проблемами с качеством молока и сыра, значительную часть растущего спроса на сыр нивелирует импорт из развитых стран;

2) переход к интенсивным технологиям и рост производительности труда в сельском хозяйстве;

3) интенсивное техническое перевооружение села, сегодня этому уделяется довольно много внимания как на уровне федеральной власти, так и на уровне регионов;

4) укрупнение предприятий, рост консолидации производства, которые обусловливаются увеличением фондоемкости технологических комплексов, необходимостью формирования крупных страховых резервов на случай резких колебаний цен и непредвиденных потерь урожая, а также преодоления высоких "входных барьеров" на глобальном рынке сельхозпродукции;

5) оживление оборота сельскохозяйственных земель. Увеличение объемов производства продукции в сельском хозяйстве приведет к вовлечению земель в оборот новыми, более активными собственниками.

Важной составляющей формируемого кластера является сектор пищевой продукции. Основные тенденции пищевой промышленности:

уровень и качество потребления; потребление на какой-либо территории напрямую зависит от среднедушевого дохода;

увеличение спроса на дорогие и качественные продукты во всех внутриотраслевых сегментах;

рост объемов производства в России лицензионных продуктов высших ценовых сегментов;

динамичный рост средних компаний и их ориентация на дорогой и среднедорогой ценовые сегменты;

ввод большого числа новых брендов, причем как крупными производителями, так и средними компаниями;

развитие направления продуктов здорового питания: биологически активных, содержащих меньше жиров и сахара; ввод "здоровых линий" продуктов крупными компаниями;

основная тенденция потребления - изменение структуры спроса в пользу продуктов питания высшего ценового и премиум-сегмента (соответствующие ниши рынка растут на порядок быстрее массового сегмента).

В настоящий момент инициаторами корпоративной, торговой технологической модернизации выступают несколько субъектов, активно действующих на аграрном рынке и рынке продовольствия, на принципы работы которых необходимо ориентироваться сельхозпроизводителям республики:

1) аграрные холдинги: возрастающее производство нуждается в создании адекватной инфраструктуры - от мощностей по транспортировке, хранению, переработке сырья до производства готовой продукции. Из-за высокой капиталоемкости таких проектов в сельхозпроизводстве более эффективными пока являются крупные рыночные операторы. Даже если будет сделана ставка на поддержку в первую очередь малых и средних предприятий-резидентов, в перспективе в таких условиях это может оказаться малоэффективным, если не замкнуть производство в рамках единого кластера, ядром которого является достаточно крупный логистико-производственный модуль по переработке сельскохозяйственного сырья;

2) ритейлеры (продавцы розничной торговли): развивают новые форматы торговли. Современные форматы наращивают свою долю в розничном обороте на 6 - 10 процентов ежегодно. Будет расти доля произведенной по заказу торговых сетей и под их торговой маркой сельскохозяйственной и пищевой продукции;

3) сельскохозяйственные сервисы: производители удобрений, гербицидов и иной продукции агрохимии, поставщики современной сельхозтехники, биотехнологий создают хозяйства для обучения сельхозпроизводителей новым технологиям и продвижения в аграрные предприятия высокотехнологичной продукции. Наличие данных агентов развития, тесные связи с ними сельхозпроизводителей обеспечивают региону быстрое развитие сельского хозяйства. В настоящий момент сибирский агропромышленный комплексов обеспечивается сельхозтехникой только иностранного производства. Такие тенденции наблюдаются сейчас и в сфере племенного животноводства, и в производстве семян.