Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА ПЕРИОД ДО 2028 ГОДА (с изменениями на: 29.03.2017)


2.2.1. Кластерный подход к развитию туризма Республики Алтай


Туризм - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. И наиболее эффективным методом развития туристской индустрии является формирование конкурентоспособных территориально-производственных кластеров.

Туризм обладает огромным мультипликативным эффектом. Достижение такого эффекта возможно за счет того, что в понятие кластера включены группы предприятий обслуживающих, смежных и инфраструктурных сфер, работа которых иногда определяет конкурентоспособность кластера в большей степени, чем базовых.

Ключевой особенностью кластера является то, что он всегда "привязан" к определенной территории. Поэтому кластер - при соответствующей реализации политики по его формированию - станет долгосрочным ресурсом обеспечения конкурентоспособности Республики Алтай. Предприятия этого кластера будут созданы на территориях, на которых имеются туристские ресурсы, пригодные для коммерциализации. И важнейшей задачей кластерной политики будет обеспечение всех типов коммуникаций между ними - от транспортных до обмена опытом и миграции кадров. Коммерциализация природы, рекреационных и прочих туристских ресурсов не требует высокой централизации (вертикальной интеграции) бизнеса, но, напротив, эти ресурсы могут быть вовлечены в оборот и представлены на рынке большим числом малых и средних предприятий.

Для текущей ситуации управления туризмом в республике принципиально важно, что кластерный подход позволяет мобилизовать ресурс малых и средних предприятий, из которых сейчас состоит турбизнес республики, и за их счет обеспечивать конкурентоспособность на динамичных рынках.

Единой целью, вокруг которой выстраиваются коммуникация и сетевое взаимодействие между предприятиями, обычно является удержание позиции на существующих рынках и выход на новые. Для Республики Алтай это означает возможность нового позиционирования туристских ресурсов на российском рынке, а в долгосрочной перспективе - и на международных.

Учитывая тот факт, что потенциал роста туристского рынка значителен (около 12 - 15 процентов ежегодно в среднем по различным направлениям), можно прогнозировать существенное увеличение количества малых и средних предприятий в туристской сфере. При этом выстроить коммуникацию между вновь создаваемыми компаниями будет проще, чем между уже существующими, а новые предприятия смогут работать в более конкурентной ситуации с более развитой институциональной средой.

Кластерный подход к развитию туристской сферы Республики Алтай позволит рассчитывать на:

увеличение производительности компаний, базирующихся на территориях, где имеются ресурсы, пригодные к капитализации в туризме при условии выстраивания качественных коммуникаций между ними;

ускорение инновационного процесса в базовых и смежных отраслях: особенность туристской сферы состоит в том, что производственные и управленческие инновации не разрабатываются в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, а появляются в реальном практическом опыте;

создание новых малых и средних компаний как в базовых, так и в смежных отраслях. Успешный опыт функционирования малого и среднего предприятия не очень сложно скопировать даже без наличия специальных квалификаций.

На начало 2011 года в сфере туристской индустрии Республики Алтай занято более 4,5 тыс. человек (на 30% больше, чем в 2006 году), что составляет 5% от общей численности населения республики, занятого в экономике. Республику Алтай в течение сезона 2010 года, по оценке Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай, посетило около 1200 тыс. человек, что выше уровня предшествующего года более чем на 20%.

(в ред. Закона Республики Алтай от 30.03.2012 N 13-РЗ)

Согласно Единому федеральному реестру туроператоров финансовое обеспечение на международный и внутренний туризм имеют 3 компании (ЗАО "Уч-Сумер", ЗАО "Горнолыжный комплекс "Манжерок", ООО "Туристическая компания "Сибирь", ООО "Агуна"), 13 компаний - на внутренний туризм. В основном туристские компании находятся в Горно-Алтайске и Чемальском районе. Незначительное число республиканских туристских компаний можно объяснить тем фактом, что основные потребители находятся за пределами республики, и крупные компании расположены в больших городах (Новосибирск, Барнаул, Томск, Москва и другие).

(в ред. Закона Республики Алтай от 30.03.2012 N 13-РЗ)

Основные расходы туристов во время поездок в Республике Алтай идут на проезд, проживание и питание.

1. В настоящее время значительная часть туристов посещает Республику Алтай на собственном автомобиле. Наблюдения за потоком автомобилей в районе Айского моста (Майминский район), проведенные в 2009 году, позволили не только определить его мощность, но и географию отдыхающих. В выходные дни суточная интенсивность движения достигает более 5000 автомобилей (без учета грузовых и автобусов местных пассажирских линий), что приводит к возникновению в отдельные часы автомобильных пробок у Айского моста. География потока выглядит следующим образом: три четверти потока составляют автомобили жителей Алтайского края, второе место занимает Республика Алтай, далее со значительным отставанием следуют Новосибирская, Кемеровская, Омская, Томская области.

(в ред. Закона Республики Алтай от 30.03.2012 N 13-РЗ)

Туристы из отдаленных регионов - Москвы, Санкт-Петербурга, Центральной России добираются в республику через аэропорты Барнаула или Новосибирска. Транспортные системы этих городов определяют транспортную доступность Горного Алтая для туристов.

2. По данным за 2007 год, в республике действует 194 предприятия, занимающихся деятельностью, связанной с приемом и размещением туристов (турбазы, дома и базы отдыха, пансионаты, частные гостиницы). Соотношение и классификация турфирм, предлагающих размещение и прием туристов, приведены в таблице 6 приложения 1 к Стратегии. Число таких предприятий с 1999 года по 2007 год увеличилось более чем в 5 раз. На сегодня высокий уровень комфортности имеют около 15 процентов туристских объектов, которые, в основном, сосредоточены в Майминском, Чемальском и Турочакском районах республики. Основная доля гостиниц, баз отдыха и других объектов размещения по уровню сервиса относится к категории со средним уровнем комфортности (64 процента).

Если в конце 1980 года 75 процентов емкости туристских учреждений и количества обслуженных туристов приходилось на район Телецкого озера, то в настоящее время по этим показателям первенствует Средне-Катунский район (долина р. Катуни в Майминском и Чемальском районах). Из 194 организаций (турфирм, турбаз, баз отдыха, кемпингов, сельских домов), занимающихся организацией отдыха, на территории этого района работают более 90 учреждений туризма.

3. На 1 января 2008 года в Республике Алтай осуществляли деятельность 175 предприятий общественного питания с общим количеством посадочных мест - 5220. Количество и динамика роста данных предприятий приведены в таблице 7 приложения 1 к Стратегии. Наблюдается ежегодное увеличение объемов общественного питания. Ситуация на рынке питания остается стабильной и характеризуется высоким уровнем насыщенности потребительского рынка товарами, повышением конкуренции в торговой среде, модернизацией и обновлением оборудования и интерьеров. В перспективе рынок общественного питания сегментируется в зависимости от предпочтений туристов и их категорий.