Основной целью реформирования рынка труда республики является повышение эффективности использования человеческих ресурсов и обеспечение поддержания баланса.
Основные задачи:
обеспечение трудовыми ресурсами на основе конкурентоспособности системы профессионального образования;
снижение неэффективной занятости и повышение производительности труда во всех секторах экономики;
улучшение условий труда.
Важнейшей задачей для обеспечения баланса на рынке труда в Республике Алтай является ориентация системы профессионального образования на рынок труда, которая выражается в следующем:
1) развитие партнерских отношений между образовательными организациями высшего образования Республики Алтай и образовательными организациями высшего образования других субъектов Российской Федерации. Это партнерство должно выразиться в проведении совместных исследований и разработок, организации обмена профессорско-преподавательским составом, аспирантами, студентами, в формировании системы совместных практик, летних школ, конференций;
(в ред. Закона Республики Алтай от 30.10.2014 N 67-РЗ)
2) проведение мониторинга рынка труда с участием работодателей, в том числе формирование и запуск мониторинга изменения технологической ситуации на предприятиях республики, изменения требований к кадрам. Результаты мониторинга должны стать основанием для сокращения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда (на основе приведения планов подготовки кадров рабочих и специалистов в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в соответствии с потребностями рынка);
(в ред. Закона Республики Алтай от 30.10.2014 N 67-РЗ)
3) в условиях повышенного спроса на рабочие специальности со стороны рынка для обеспечения баланса необходимо улучшение качества системы среднего профессионального образования;
4) поддержка системы подготовки кадров по приоритетным для рынка труда специальностям. Развитие системы подготовки кадров для новых видов экономической деятельности, которые будут развиваться на территории республики, таких, как глубокая деревообработка, туристская деятельность, ресторанный и гостиничный бизнес. При этом особое внимание должно быть уделено подготовке рабочих кадров;
5) стимулирование корпораций, разворачивающих деятельность на территории республики по реализации образовательных программ и формированию учебных центров, в том числе и для обучения специалистов из иностранных государств;
6) модернизация системы учебных заведений (переход к клиенто-ориентированным структурам, внедрение бюджета, ориентированного на результат), содействие обновлению материально-технической базы учебных заведений, включая начальное профессиональное образование, открытие новых специальностей;
7) реализация комплекса мер по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций и незанятой молодежи. Активное привлечение к данному процессу работодателей. Субсидирование оплаты образовательных услуг, поддержка системы кредитования образовательных услуг. Развитие системы трудоустройства молодежи, а также формирование инфраструктуры развития предпринимательской активности;
(в ред. Закона Республики Алтай от 30.10.2014 N 67-РЗ)
8) развитие современных форм управления человеческими ресурсами на предприятиях (формирование департаментов управления персоналом, создание современных центров корпоративного образования, планирование потребности предприятий в кадрах на среднесрочную перспективу, восстановление и развитие взаимодействия с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования).
(в ред. Закона Республики Алтай от 30.10.2014 N 67-РЗ)
Низкий уровень заработной платы в бюджетной сфере и ряде отраслей экономики деформирует систему спроса и предложения на рабочую силу, способствует развитию дифференциации в доходах, ограничивает рост внутреннего потребительского спроса, не стимулирует внедрение эффективных и современных технологий. Необходимо приблизить уровень заработной платы в бюджетной сфере к общему уровню заработной платы по стране.
Существенным фактором, влияющим на качество занятости и рынка труда, является состояние условий труда. Производственный травматизм увеличивает численность граждан с ограниченной трудоспособностью, для которых затруднен подбор нового рабочего места. Для создания экономической заинтересованности работодателей в повышении качества производственной среды необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях:
разработка механизмов, способствующих повышению мотивации работодателей к созданию безопасных и безвредных условий труда;
проведение экспертизы условий труда, в том числе с участием негосударственных организаций;
совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В связи с этим, основными направлениями повышения качества услуг в сфере содействия занятости являются:
совершенствование системы информирования населения о состоянии рынка труда и возможностях трудоустройства в различных отраслях экономики;
реализация превентивных мер содействия занятости граждан, внедрение эффективных механизмов перепрофилирования безработных граждан;
совершенствование профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан, ищущих работу;