На этапе развития туристского кластера Республики Алтай основными характеристиками туристских предприятий должны стать:
1. Соответствие современным форматам.
Форматирование несет с собой внедрение новых стандартов, существующих в мировой практике. Ключевым становится гарантированное качество услуг определенного формата. Гостиничные сети завоевывают собственную аудиторию, которая в ситуации выбора между сетевым и несетевым продуктом отдает предпочтение знакомым сервисам и ценам. Многие иностранные отдельные сети уже реализуют свои проекты на территории России, создавая на российском рынке плотную конкурентную среду. Вместе с тем начинается процесс формирования и российских сетей. Туроператоры, агенты франчайзинговых сетей вводят единые стандарты во многих областях - от документооборота до имиджа компании и качества обслуживания в различных представительствах сети.
Для полноценного развития туристской индустрии в республике должны появиться гостиницы формата 3 - 4 звезды на 1000 мест. Инвестиции гостиничной цепочки, даже российского уровня, будут обеспечены эффектом прихода якорного инвестора - то есть известной и успешно развивающейся компании, которая таким образом маркирует территорию для остальных игроков рынка как привлекательную для инвестиций.
Кроме этого, в среднесрочной перспективе произойдет форматирование сферы общественного питания по четким сегментам рынка, и вместо условных "кафе" появятся бистро, кофейни, бары, рестораны различных классов - от "эконом" до "премиум".
Соответствие определенным стандартам - также один из ключевых факторов конкурентоспособности горнолыжных комплексов Республики Алтай. Особенно это важно для юга и востока Сибири - территории, формирующейся в качестве горнолыжного направления туристского рынка России. В долгосрочной перспективе после создания полноценного горнолыжного направления в Сибири возможен переход от конкурентной логики к кооперативной и создание сети горнолыжных комплексов.
Существующие и проектируемые горнолыжные курорты Сибирского федерального округа приведены в таблице 8 приложения 1 к Стратегии. Анализ заявленных проектов свидетельствует о том, что в среднесрочной перспективе этот рынок станет высококонкурентным. Конкурентоспособными станут и горнолыжные курорты в республике. Это означает, что критерием выбора для того или иного курорта будет не только длина трасс и перепад высот, но и стандарты проживания, наличие международной сертификации, наличие трасс различной категории сложности, разнообразие дополнительных услуг.
2. Использование новых технологий.
Наряду с форматированием в туристском бизнесе происходит и технологическая революция. Новые технологии внедряются в управление, проектируются и создаются кластеры - взаимосвязанные и взаимодополняющие предприятия и организации, обеспечивающие функционирование туристской индустрии. Конкурентоспособность туристской индустрии Республики Алтай не может быть достигнута без применения современных технологий предоставления услуг.
3. Высокое качество кадров.
Технологическая модернизация такой сферы, как туризм, сразу же сформирует дефицит кадров, обладающих современными квалификациями и компетенциями. В Республике Алтай особенно сильно этот дефицит проявится и сфере управленческих кадров туризма. Состояние рынка труда и системы профессионального образования в туризме становятся одним из решающих факторов конкурентоспособности региона в долгосрочной перспективе. При этом существующая система учебных заведений и институты, отвечающие за состояние рынка труда, не соответствуют уровню и темпам развития туристской отрасли.
Форматизация сетей гостиничных услуг, общественного питания, развлечений и транспорта возможна только за счет введения стандартов работы персонала. Отдельной задачей будет обеспечение определенного качества работы обслуживающего персонала. Подобные задачи решаются наличием в туристских регионах предприятий, специализирующихся на сертификации по определенным стандартам кадров на рынке: горничных, официантов, поваров и так далее. Наряду с этим должна производиться подготовка специалистов поддерживающих отраслей: здравоохранение, торговля, транспортное хозяйство, ремонтные и обслуживающие сервисы.
В то же время, чтобы избежать диспропорций на рынке труда, вызванных переизбытком рабочих кадров, обладающих высшим образованием (либо невостребованными специальностями), необходимо предусмотреть организацию профильных профессиональных учебных заведений начальной и средней ступени. В ситуации непопулярности рабочих специальностей, характерной для России в целом, актуально разработать комплекс мер, повышающих мотивацию выбора этих специальностей.
При общей необходимости проектирования системы образования под нужды туристской отрасли, обеспечить подготовку кадров по всем необходимым специальностям для Республики Алтай экономически нецелесообразно. Поэтому необходима разработка комплекса мер по привлечению работников некоторых специальностей из других регионов. В частности, это касается кадров для научного обеспечения культурного и образовательного туризма. Без научной основы создание значимого центра культурного туризма невозможно.
Существующие образовательные институты в силу низкой квалификации кадров не готовы к массовому производству. Необходимо разворачивать массовые мобильные программы, которые в краткосрочной перспективе обеспечат стандартизацию и технологизацию туристского сервиса (например, программа "Индустрия гостеприимства", которая рассчитана на массовое внедрение технологий и стандартов гостеприимства через тренинговые, образовательные программы, а также программы развития общественных связей).
Наряду с формированием инновационного направления предприятий туриндустрии должен активно осуществляться маркетинг Республики Алтай, как туристского центра.
Дополнительному привлечению инвестиций в республику должна способствовать целенаправленная программа (план) территориального маркетинга Республики Алтай. Данная программа ориентирована на маркетинг туристского центра республики, прежде всего, на рынке экологического и природоориентированного туризма.
Учитывая, что туристский рынок отличается цикличностью и инерционностью, необходима постоянная поддержка позиционирования региона. Поэтому программа должна включать в себя:
список крупных стратегических инвесторов по направлениям деятельности компаний; программу презентаций республики для потенциальных зарубежных инвесторов; проведение конференции поставщиков туристского кластера;
меры институционально-налогового стимулирования инвестиций; особо следует отметить важность упрощения административных процедур инвестирования, например, внедрение и эффективную работу принципа "одного окна" для инвесторов;
программу проведения на территории республики политических, социальных и экономических мероприятий международного уровня и план рекламной кампании по маркетингу самих событий; программу участия официальных лиц республики в мероприятиях глобального масштаба;
программу размещения информации о состоянии, перспективах развития, конкурентных преимуществах республики в международных средствах массовой информации, специализированных изданиях; маркетинг достопримечательностей и инфраструктуры - на начальном этапе необходимо проводить специализированные акции (скидки на билеты, визы; дисконтные системы и т.п.), нацеленные на привлечение туристов и влиятельных туристских компаний в республику.
Важно подчеркнуть, что эффект от реализации данной программы (плана) будет полностью достигнут лишь в том случае, если параллельно будут претворяться в жизнь другие стратегические направления и проекты, рекомендованные в рамках проекта (снятие инфраструктурных ограничений, расширение и удешевление авиаперевозок, развитие гостиничного рынка, сектора общественного питания).
При этом должны присутствовать результаты и эффективность управления туристской отраслью от вложений в позиционирование и продвижение туристских направлений. В целом мировая тенденция такова: чем больше въездной поток, тем больше общестрановые доходы от туризма и тем меньше затраты на продвижение страны в пересчете на одного туриста.
Перспективные технологии управления развитием туристской отрасли в Республике Алтай приведены в таблице 9 приложения 1 к Стратегии.