Сельское хозяйство Московской области - важнейшая сфера экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг в целях обеспечения населения качественным продовольствием, промышленности сырьем и содействия устойчивому развитию сельских территорий.
В последние годы наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства Московской области, их отставания от темпов роста экономики в целом. Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство.
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктур обусловили обострение социальных проблем села в Московской области.
Основными причинами относительно медленного развития сельского хозяйства являются:
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства и прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Вследствие невысокой рентабельности сельскохозяйственного производства, обусловленной высоким уровнем материальных затрат в Московской области, преобладает значительная доля убыточных сельскохозяйственных организаций.
Осуществляемая на протяжении ряда лет государственная поддержка сельскохозяйственных организаций путем субсидирования процентной ставки по кредитам, предоставляемым на проведение работ по мелиорации, химизации, приобретение элитных семян, племенного скота и птицы, не решает всех проблем.
Остаются нерешенными вопросы изменения структуры сельскохозяйственного производства, перепрофилирования производства в сторону более рентабельных видов деятельности, финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций и реорганизации убыточных хозяйств, эффективного использования земельных ресурсов.
Последовательная реализация перечисленных задач возможна с использованием программно-целевого подхода путем системного введения организационных, правовых и экономических механизмов.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" (далее - Государственная программа).
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 8 октября 2009 года N 830/43; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 10 мая 2012 года N 765/17. - См. предыдущую редакцию)
В результате реализации Программы производство сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в 2012 году (в сопоставимой оценке) вырастет по отношению к 2006 году на 28,4 процента.
В 2009-2010 годах прогнозируется ежегодный прирост производства сельскохозяйственной продукции, а в 2011-2012 годах - его стабилизация.
Среднегодовой темп прироста физического объема сельскохозяйственной продукции составит около 4 процентов.
Прогнозируемые параметры роста объема производства в животноводстве будут достигнуты за счет создания принципиально новой технологической базы молочного животноводства, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.
Положительное влияние на увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции окажет рост инвестиций. В период 2009-2012 годы рост инвестиций в отрасль продолжится, однако темпы его замедлятся.
Начиная с 2008 года обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. При этом обновление парка техники, с учетом ее списания, составит по тракторам 27,5 процентов, по зерноуборочным комбайнам - 43,8 процентов, по кормоуборочным комбайнам - 57,7 процентов к уровню 2007 года. В период с 2009-2012 годы в отрасль будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника.
Доходы работников сельскохозяйственных организаций в Московской области к 2012 году повысятся относительно 2007 года в 2,5 раза.