Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2008 года N 293-па

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ (2009 - 2015)"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 17.02.2014 N 79.
____________________________________________________________________

{Изменения:
постановление администрации Сахалинской области от 12.12.2008 N 399-па;
постановление администрации Сахалинской области от 09.07.2009 N 260-па;
постановление Правительства Сахалинской области от 12.05.2010 N 215;
постановление Правительства Сахалинской области от 22.11.2010 N 565;
постановление Правительства Сахалинской области от 04.05.2011 N 163;
постановление Правительства Сахалинской области от 28.11.2011 N 499;

постановление Правительства Сахалинской области от 05.05.2012 N 217;
постановление Правительства Сахалинской области от 15.06.2012 N 292;
постановление Правительства Сахалинской области от 11.09.2012 N 451;
постановление Правительства Сахалинской области от 06.11.2012 N 529;
постановление Правительства Сахалинской области от 29.05.2013 N 272;
постановление Правительства Сахалинской области от 16.08.2013 N 462;
постановление Правительства Сахалинской области от 14.10.2013 N 588;
постановление Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 N 806}

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядком разработки и реализации областных и межмуниципальных целевых программ, утвержденным постановлением администрации Сахалинской области от 29 июня 2007 года N 129-па, администрация Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009 - 2015)" (прилагается).

2. {исключен постановлением Правительства Сахалинской области от 12.05.2010 N 215}

3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2009 года.

4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

     Губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин


УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Сахалинской области
от 22 сентября 2008 г. N 293-па
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 12.05.2010 N 215}

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 04.05.2011 N 163}

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 28.11.2011 N 499}

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 05.05.2012 N 217}

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 15.06.2012 N 292;
в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 29.05.2013 N 272}

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 16.08.2013 N 462}

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 31.12.2013 N 806}

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009 - 2015)"

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Областная целевая программа "Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009 - 2015)"

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения
 (наименование и номер соответствующего акта)

Постановление администрации Сахалинской области от 06.02.2006 N 18-па "О разработке региональной программы в области обращения с отходами"

Государственный заказчик

Администрация Сахалинской области

Разработчик-координатор
 Программы

Комитет природных  ресурсов  и  охраны окружающей среды Сахалинской области

Основные разработчики
 Программы

Дальневосточное  отделение  Всероссийского научно-исследовательского института  охраны

Цели и задачи Программы

Целью  Программы является обеспечение
 конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, улучшение качества жизни  населения Сахалинской  области, снижение уровня загрязнения окружающей среды отходами производства  и потребления.
  Задачи Программы:
  - разработка и принятие в  соответствии с законодательством Российской Федерации нормативных правовых  актов  в сфере обращения с  отходами производства и потребления (далее - отходы);

  - создание экономических стимулов, обеспечивающих использование  отходов  в качестве вторичного сырья;

 - создание областной  системы управления в области обращения с отходами;

 - создание регионального кадастра отходов;

  - оказание финансовой помощи  в виде субсидии юридическим лицам, оказывающим услуги, связанные с безопасным размещением отходов, при реализации государственной политики Сахалинской области в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами

Сроки и этапы реализации
 Программы

2009 - 2015 годы.
 Программа реализуется в один этап

Объемы и источники финансирования Программы

Финансовое обеспечение Программы осуществляется в соответствии с законом Сахалинской области об
 областном бюджете на соответствующий год:
 2009 год - 34286 тыс. рублей, в том числе:
 - областной бюджет - 20000 тыс. рублей;

 - местный бюджет - 6176 тыс. рублей;

 - внебюджетные источники - 8110 тыс. рублей;

 2010 год - 198574 тыс. рублей, в том числе:
 - областной бюджет - 22190 тыс. рублей;

 - внебюджетные источники - 176384 тыс. рублей;

 2011 год - 342484 тыс. рублей, в том числе:
 - областной бюджет - 39248 тыс. рублей;

 - внебюджетные источники - 303236 тыс. рублей;

 2012 год - 375653,1 тыс. рублей, в том числе:
 - областной бюджет - 44780,1 тыс. рублей;

 - внебюджетные источники - 330873 тыс. рублей;

 2013 год - 87186,8 тыс. рублей, в том числе:
 - областной бюджет - 86444,8 тыс. рублей;

 - местный бюджет - 742 тыс. рублей;

 - внебюджетн ые источники - 0 тыс. рублей;

 2014 год - 235962 тыс. рублей, в том числе:
 - областной бюджет - 178200 тыс. рублей;

 2015 год - 300000 тыс. рублей, в том числе:
 - областной бюджет - 300000 тыс. рублей.
 Общий объем финансирования Программы составит 1447653,9 тыс. рублей, в том числе:
 - областной бюджет - 690862,9 тыс. рублей;

 - местный бюджет - 6918 тыс. рублей;

 - внебюджетные источники - 749873 тыс. рублей

Исполнители и соисполнители мероприятий Программы
 {в ред. постановление Правительства Сахалинской области от 15.06.2012 N 292 }

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, министерство строительства Сахалинской области министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области

Важнейшие целевые индикаторы и показатели
 {в ред. постановление Правительства Сахалинской области от 29.05.2013 N 272 }

Создание областной системы управления  обращением с  о тходами  производства и потребления, в том числе:
 - повышение экологической культуры населения в области обращения с отходами.
 Формирование областной  системы  обращения с отходами, в том числе:
 - строительство полигонов твердых  бытовых отходов;

 - организация системы селективного  сбора, транспортировки и обезвреживания  твердых бытовых отходов за счет:
 модернизации контейнерного парка;

 модернизации транспортного парка.
 Создание инженерной  инфраструктуры  по размещению, переработке  и  обезвреживанию отходов производства и потребления, в том числе:
 - безопасное  размещение более 382 тонн
 пестицидов

Ожидаемые конечные  результаты реализации  Программы

Результаты реализации  Программы  должны обеспечить:
 - уменьшение объема размещаемых отходов до 50% на полигоне твердых бытовых отходов муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" за счет организации селективного сбора и строительства пункта по сортировке твердых бытовых отходов;

{в ред. постановления администрации Сахалинской области от 09.07.2009 N 260-па}

{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 22.11.2010 N 565}

{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 04.05.2011 N 163}

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Сложившаяся в Сахалинской области критическая ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов вывела эту проблему на первое место среди экологических проблем области, суть которой состоит в том, что она представляет реальную угрозу здоровью населения и будущим поколениям, крайне отрицательно влияет на окружающую среду. Проблема обращения с отходами производства и потребления на территории области является одной из важнейших для стабилизации и улучшения экологической ситуации и рационального использования ресурсного потенциала области.

Сахалинская область является территорией интенсивного использования природных ресурсов. Ведущее место в хозяйственном комплексе Сахалинской области принадлежит промышленным отраслям, которые базируются на добыче и переработке минерально-сырьевых, водно-биологических и других ресурсов: нефтегазовой, угольной, пищевой (включая рыбную), строительной отраслям, электроэнергетике. Развитие этих отраслей сопровождается образованием значительных объемов отходов.

По данным инвентаризации отходов и мест их размещения в 2006 году на территории области образовалось более 27 млн. тонн отходов, из которых большую часть "(около 96%) составляют промышленные отходы.

{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.05.2013 N 272}

Отходы V класса в основном представлены многотоннажными отходами от добычи угля и других полезных ископаемых (25657 тыс. тонн), а также строительными отходами (634 тыс. тонн). Отходы IV класса опасности образуются в основном за счет: золошлаковых (417,75 тыс. тонн), твердых бытовых отходов (200 тыс. тонн), древесных отходов (20 тыс. тонн), отходов рыбопереработки (27 тыс. тонн). Среди наиболее опасных промышленных отходов I и II классов опасности значительные объемы образования приходятся на ртутные лампы (I класс опасности - 84 тонны) и отработанные аккумуляторы (II класс опасности - более 60 тонн).

{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.05.2013 N 272}

Из высокотоксичных отходов на территории области размещены пришедшие в негодность пестициды (более 380 тонн) и химические реагенты, оставшиеся от целлюлозно-бумажного производства (около 3 тыс. тонн), их хранение в настоящее время осуществляется с нарушениями, приводящими к прогрессирующему загрязнению окружающей среды.

Одной из острейших проблем является ситуация, сложившаяся с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Ежегодно в области образуется около 200 тыс. тонн тыс. тонн ТБО. Основная масса ТБО приходится на жилой сектор - 67,6%, предприятия торговли – 11,3%, промышленные предприятия – 15,1%, предприятия, оказывающие услуги населению - свыше 6%. Наибольшее количество ТБО образуется в городе Южно-Сахалинске - 37,5%, затем в муниципальном образовании "Холмский городской округ" и муниципальном образовании Корсаковского района - соответственно 9,7% и 8,5%. Наименьший процент образования приходится на муниципальное образование "Городской округ "Вахрушев" и муниципальное образование Северо-Курильский городской округ - по 0,5%.

{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.05.2013 N 272}

Объемы образования бытовых отходов на душу населения Сахалинской области составляют около 400 кг на человека в год, что соответствует среднему показателю по России.

{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.05.2013 N 272}

Ориентировочный объем ежегодного вторичного использования отходов в Сахалинской области составляет не более 10%.

В настоящее время информация по обращению с отходами в Сахалинской области разрознена и зачастую противоречива. В то же время для эффективного управления процессами обращения с отходами, для принятия управляющими структурами обоснованных решений необходима информация обо всех стадиях обращения с отходами: от образования отходов до их захоронения. Эта информация должна быть полной, достоверной и своевременной.

Значительные объемы образования отходов, низкий уровень их переработки и неудовлетворительное состояние мест их размещения обусловливают необходимость создания в области единой системы государственного управления обращением с отходами производства и потребления.

Низкая степень использования отходов производства и потребления приводит к тому, что в настоящее время городские и поселковые свалки являются основными объектами захоронения ТБО на территории Сахалинской области. При этом большая часть объектов находится на грани заполнения, примерно треть объектов эксплуатируется свыше 35 лет. Во многих населенных пунктах имеются несанкционированные свалки, которые занимают площадь более 35 га. На этих объектах размещено более 560 тыс. тонн отходов. Ликвидация несанкционированных свалок практически не осуществляется.

{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.05.2013 N 272}

Общая площадь объектов размещения отходов превышает 100 га. При условии значительных объемов образования отходов и отсутствия их переработки площадь отчуждаемых земель под размещение отходов будет продолжать расти.

{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.05.2013 N 272}

В настоящее время в Сахалинской области действуют только 3 полигона ТБО, отвечающих санитарно-экологическим требованиям.

Одна из самых неблагополучных ситуаций с захоронением ТБО в городе Южно-Сахалинске. Весь объем ежегодно образующихся ТБО направляется на городскую свалку, которая эксплуатируется с 1946 года, не отвечает элементарным экологическим и гигиеническим требованиям.

Для хранения промышленных отходов на территории Сахалинской области используются 32 нефтешламонакопителя, 49 породных отвалов и хранилищ отходов углеобогащения, 15 золоотвалов, 7 отвалов с отходами лесозаготовки, 25 объектов для хранения пришедших в негодность пестицидов, 1 площадка для централизованного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, 4 хранилища для отходов животноводства и птицеводства, 22 площадки для хранения золошлаковых отходов, 6 иловых площадок и 5 площадок хранения металлолома и полимерных отходов.

Из 19 муниципальных образований Сахалинской области основной объем размещаемых отходов приходится на 7 районов, на территории которых размещается от 40,0 млн. тонн до 1,0 млн. тонн отходов. Прежде всего это Углегорский район, в котором размещается 44% размещенных на территории Сахалинской области отходов, а также г. Южно-Сахалинск (33%), Невельский (12%), Поронайский (5%), Тымовский (2%), Корсаковский (2%), Александровск-Сахалинский (1%) районы, на долю оставшихся районов вместе приходится 1% всех размещаемых отходов.

Неиспользованные отходы - это сотни тысяч тонн выведенных из хозяйственного оборота вторичных материальных ресурсов, как правило, более дешевых, чем первичные ресурсы.

Видимые технологические недостатки обращения с отходами являются следствием неэффективной системы управления. Поэтому проблема отходов не может быть решена только за счет создания современных полигонов захоронения отходов, рекультивации свалок и т.д. Необходимо реформировать всю систему управления отходами, что обеспечит создание необходимых объектов сбора, переработки и утилизации отходов, решит проблему нелегального размещения отходов на стихийных свалках, присутствия на рынке услуг нелицензированных подрядчиков и т.д.

Первым этапом в создании подобной системы должно стать развитие системы нормативного правового регулирования обращения с отходами производства и потребления, а также создание информационных средств управления.

Из систем информационного обеспечения в настоящее время в Сахалинской области существуют три базы данных, принимаемые в текущей деятельности по регулированию обращения с отходами производства и потребления:

- база данных по обращению с отходами на предприятиях;

- база данных по объектам размещения отходов;

- база данных, основанная на сведениях формы федерального государственного статистического наблюдения 2-ТП (отходы).

В настоящее время данные информационные продукты могут иметь только справочное значение и не могут использоваться для эффективного контроля за образованием и размещением отходов производства и потребления в Сахалинской области.

В связи с этим насущной необходимостью является создание регионального кадастра отходов производства и потребления Сахалинской области.

Таким образом, исходя из интересов стратегического развития Сахалинской области и учитывая комплексный и многоуровневый характер задач в сфере обращения с отходами для их решения необходимо осуществление комплекса программных мероприятий.

В рамках Программы предусматривается осуществление целенаправленного развития областной системы обращения с отходами в соответствии с задачей улучшения экологической безопасности и санитарного состояния Сахалинской области.

2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

Цели Программы


Программа разработана для достижения основной цели - обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, улучшение качества жизни населения Сахалинской области, снижение уровня загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления.

Задачи Программы


Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

- разработка нормативных правовых актов, регулирующих обращение с отходами производства и потребления, а также обеспечивающих экономические стимулы для повышения их использования в качестве вторичного сырья;

- создание областной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления;

- создание регионального кадастра отходов производства и потребления Сахалинской области;

- в виде субсидии юридическим лицам, оказывающим услуги, связанные с безопасным размещением отходов, при реализации государственной политики Сахалинской области в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»