АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2008 года N 293-па
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ (2009 - 2015)"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 17.02.2014 N 79.
____________________________________________________________________
{Изменения:
постановление администрации Сахалинской области от 12.12.2008 N 399-па;
постановление администрации Сахалинской области от 09.07.2009 N 260-па;
постановление Правительства Сахалинской области от 12.05.2010 N 215;
постановление Правительства Сахалинской области от 22.11.2010 N 565;
постановление Правительства Сахалинской области от 04.05.2011 N 163;
постановление Правительства Сахалинской области от 28.11.2011 N 499;
постановление Правительства Сахалинской области от 05.05.2012 N 217;
постановление Правительства Сахалинской области от 15.06.2012 N 292;
постановление Правительства Сахалинской области от 11.09.2012 N 451;
постановление Правительства Сахалинской области от 06.11.2012 N 529;
постановление Правительства Сахалинской области от 29.05.2013 N 272;
постановление Правительства Сахалинской области от 16.08.2013 N 462;
постановление Правительства Сахалинской области от 14.10.2013 N 588;
постановление Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 N 806}
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядком разработки и реализации областных и межмуниципальных целевых программ, утвержденным постановлением администрации Сахалинской области от 29 июня 2007 года N 129-па, администрация Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009 - 2015)" (прилагается).
2. {исключен постановлением Правительства Сахалинской области от 12.05.2010 N 215}
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2009 года.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
Губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 04.05.2011 N 163}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 28.11.2011 N 499}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 05.05.2012 N 217}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 15.06.2012 N 292;
в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 29.05.2013 N 272}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 16.08.2013 N 462}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 31.12.2013 N 806}
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Наименование программы | Областная целевая программа "Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009 - 2015)" | |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения | Постановление администрации Сахалинской области от 06.02.2006 N 18-па "О разработке региональной программы в области обращения с отходами" | |
Государственный заказчик | Администрация Сахалинской области | |
Разработчик-координатор | Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области | |
Основные разработчики | Дальневосточное отделение Всероссийского научно-исследовательского института охраны | |
Цели и задачи Программы | Целью Программы является обеспечение | |
Сроки и этапы реализации | 2009 - 2015 годы. | |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансовое обеспечение Программы осуществляется в соответствии с законом Сахалинской области об | |
Исполнители и соисполнители мероприятий Программы | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, министерство строительства Сахалинской области министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | Создание областной системы управления обращением с о тходами производства и потребления, в том числе: | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Результаты реализации Программы должны обеспечить: |
{в ред. постановления администрации Сахалинской области от 09.07.2009 N 260-па}
{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 22.11.2010 N 565}
{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 04.05.2011 N 163}
Сложившаяся в Сахалинской области критическая ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов вывела эту проблему на первое место среди экологических проблем области, суть которой состоит в том, что она представляет реальную угрозу здоровью населения и будущим поколениям, крайне отрицательно влияет на окружающую среду. Проблема обращения с отходами производства и потребления на территории области является одной из важнейших для стабилизации и улучшения экологической ситуации и рационального использования ресурсного потенциала области.
Сахалинская область является территорией интенсивного использования природных ресурсов. Ведущее место в хозяйственном комплексе Сахалинской области принадлежит промышленным отраслям, которые базируются на добыче и переработке минерально-сырьевых, водно-биологических и других ресурсов: нефтегазовой, угольной, пищевой (включая рыбную), строительной отраслям, электроэнергетике. Развитие этих отраслей сопровождается образованием значительных объемов отходов.
По данным инвентаризации отходов и мест их размещения в 2006 году на территории области образовалось более 27 млн. тонн отходов, из которых большую часть "(около 96%) составляют промышленные отходы.
{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.05.2013 N 272}
Отходы V класса в основном представлены многотоннажными отходами от добычи угля и других полезных ископаемых (25657 тыс. тонн), а также строительными отходами (634 тыс. тонн). Отходы IV класса опасности образуются в основном за счет: золошлаковых (417,75 тыс. тонн), твердых бытовых отходов (200 тыс. тонн), древесных отходов (20 тыс. тонн), отходов рыбопереработки (27 тыс. тонн). Среди наиболее опасных промышленных отходов I и II классов опасности значительные объемы образования приходятся на ртутные лампы (I класс опасности - 84 тонны) и отработанные аккумуляторы (II класс опасности - более 60 тонн).
{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.05.2013 N 272}
Из высокотоксичных отходов на территории области размещены пришедшие в негодность пестициды (более 380 тонн) и химические реагенты, оставшиеся от целлюлозно-бумажного производства (около 3 тыс. тонн), их хранение в настоящее время осуществляется с нарушениями, приводящими к прогрессирующему загрязнению окружающей среды.
Одной из острейших проблем является ситуация, сложившаяся с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Ежегодно в области образуется около 200 тыс. тонн тыс. тонн ТБО. Основная масса ТБО приходится на жилой сектор - 67,6%, предприятия торговли – 11,3%, промышленные предприятия – 15,1%, предприятия, оказывающие услуги населению - свыше 6%. Наибольшее количество ТБО образуется в городе Южно-Сахалинске - 37,5%, затем в муниципальном образовании "Холмский городской округ" и муниципальном образовании Корсаковского района - соответственно 9,7% и 8,5%. Наименьший процент образования приходится на муниципальное образование "Городской округ "Вахрушев" и муниципальное образование Северо-Курильский городской округ - по 0,5%.
{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.05.2013 N 272}
Объемы образования бытовых отходов на душу населения Сахалинской области составляют около 400 кг на человека в год, что соответствует среднему показателю по России.
{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.05.2013 N 272}
Ориентировочный объем ежегодного вторичного использования отходов в Сахалинской области составляет не более 10%.
В настоящее время информация по обращению с отходами в Сахалинской области разрознена и зачастую противоречива. В то же время для эффективного управления процессами обращения с отходами, для принятия управляющими структурами обоснованных решений необходима информация обо всех стадиях обращения с отходами: от образования отходов до их захоронения. Эта информация должна быть полной, достоверной и своевременной.
Значительные объемы образования отходов, низкий уровень их переработки и неудовлетворительное состояние мест их размещения обусловливают необходимость создания в области единой системы государственного управления обращением с отходами производства и потребления.
Низкая степень использования отходов производства и потребления приводит к тому, что в настоящее время городские и поселковые свалки являются основными объектами захоронения ТБО на территории Сахалинской области. При этом большая часть объектов находится на грани заполнения, примерно треть объектов эксплуатируется свыше 35 лет. Во многих населенных пунктах имеются несанкционированные свалки, которые занимают площадь более 35 га. На этих объектах размещено более 560 тыс. тонн отходов. Ликвидация несанкционированных свалок практически не осуществляется.
{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.05.2013 N 272}
Общая площадь объектов размещения отходов превышает 100 га. При условии значительных объемов образования отходов и отсутствия их переработки площадь отчуждаемых земель под размещение отходов будет продолжать расти.
{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.05.2013 N 272}
В настоящее время в Сахалинской области действуют только 3 полигона ТБО, отвечающих санитарно-экологическим требованиям.
Одна из самых неблагополучных ситуаций с захоронением ТБО в городе Южно-Сахалинске. Весь объем ежегодно образующихся ТБО направляется на городскую свалку, которая эксплуатируется с 1946 года, не отвечает элементарным экологическим и гигиеническим требованиям.
Для хранения промышленных отходов на территории Сахалинской области используются 32 нефтешламонакопителя, 49 породных отвалов и хранилищ отходов углеобогащения, 15 золоотвалов, 7 отвалов с отходами лесозаготовки, 25 объектов для хранения пришедших в негодность пестицидов, 1 площадка для централизованного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, 4 хранилища для отходов животноводства и птицеводства, 22 площадки для хранения золошлаковых отходов, 6 иловых площадок и 5 площадок хранения металлолома и полимерных отходов.
Из 19 муниципальных образований Сахалинской области основной объем размещаемых отходов приходится на 7 районов, на территории которых размещается от 40,0 млн. тонн до 1,0 млн. тонн отходов. Прежде всего это Углегорский район, в котором размещается 44% размещенных на территории Сахалинской области отходов, а также г. Южно-Сахалинск (33%), Невельский (12%), Поронайский (5%), Тымовский (2%), Корсаковский (2%), Александровск-Сахалинский (1%) районы, на долю оставшихся районов вместе приходится 1% всех размещаемых отходов.
Неиспользованные отходы - это сотни тысяч тонн выведенных из хозяйственного оборота вторичных материальных ресурсов, как правило, более дешевых, чем первичные ресурсы.
Видимые технологические недостатки обращения с отходами являются следствием неэффективной системы управления. Поэтому проблема отходов не может быть решена только за счет создания современных полигонов захоронения отходов, рекультивации свалок и т.д. Необходимо реформировать всю систему управления отходами, что обеспечит создание необходимых объектов сбора, переработки и утилизации отходов, решит проблему нелегального размещения отходов на стихийных свалках, присутствия на рынке услуг нелицензированных подрядчиков и т.д.
Первым этапом в создании подобной системы должно стать развитие системы нормативного правового регулирования обращения с отходами производства и потребления, а также создание информационных средств управления.
Из систем информационного обеспечения в настоящее время в Сахалинской области существуют три базы данных, принимаемые в текущей деятельности по регулированию обращения с отходами производства и потребления:
- база данных по обращению с отходами на предприятиях;
- база данных по объектам размещения отходов;
- база данных, основанная на сведениях формы федерального государственного статистического наблюдения 2-ТП (отходы).
В настоящее время данные информационные продукты могут иметь только справочное значение и не могут использоваться для эффективного контроля за образованием и размещением отходов производства и потребления в Сахалинской области.
В связи с этим насущной необходимостью является создание регионального кадастра отходов производства и потребления Сахалинской области.
Таким образом, исходя из интересов стратегического развития Сахалинской области и учитывая комплексный и многоуровневый характер задач в сфере обращения с отходами для их решения необходимо осуществление комплекса программных мероприятий.
В рамках Программы предусматривается осуществление целенаправленного развития областной системы обращения с отходами в соответствии с задачей улучшения экологической безопасности и санитарного состояния Сахалинской области.
Программа разработана для достижения основной цели - обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, улучшение качества жизни населения Сахалинской области, снижение уровня загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
- разработка нормативных правовых актов, регулирующих обращение с отходами производства и потребления, а также обеспечивающих экономические стимулы для повышения их использования в качестве вторичного сырья;
- создание областной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- создание регионального кадастра отходов производства и потребления Сахалинской области;
- в виде субсидии юридическим лицам, оказывающим услуги, связанные с безопасным размещением отходов, при реализации государственной политики Сахалинской области в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами.