Необходимость обеспечения населения доступным (с точки зрения стоимости и условий приобретения) и комфортным (с точки зрения условий проживания) жильем является одной из важнейших проблем социально-экономического развития для Сахалинской области.
Сложность разрешения указанной проблемы определяется, в первую очередь, зависимостью от большого количества разнородных факторов.
В настоящее время жилищный фонд Сахалинской области составляет около 11,6 млн.кв.м общей площади, в том числе 10,2 млн.кв.м (88%) в городах и поселках городского типа и 1,4 млн.кв.м (11%) - в сельской местности.
Обеспеченность жильем 1 жителя в среднем по Сахалинской области составляет сегодня 21,4 кв.м (по России - 20,0 кв.м).
В то же время имеющийся жилищный фонд по своим качественным характеристикам не удовлетворяет потребности человека в жилье:
- в настоящее время около 11% жилищного фонда находится в ветхом и аварийном состоянии (по России - 3,2%);
- около 18% населения Сахалинской области проживают в ветхих и аварийных домах (по России - примерно 2%).
Ветхий и аварийный жилищный фонд имеется в каждом муниципальном образовании Сахалинской области, в том числе:
- в муниципальной собственности находится более 83% такого фонда;
- в частной собственности - около 12%;
- в государственной собственности - более 5% от общего количества ветхого и аварийного жилья.
В целом по Сахалинской области около 85% ветхого и аварийного жилищного фонда находится в городской местности и более 15% - в сельской.
Существующий жилищный фонд в настоящее время по-прежнему имеет тенденцию к старению и ветшанию.
За последние годы изменилась структура вводимых в эксплуатацию жилых домов по формам собственности и источникам финансирования жилищного строительства. Основную роль в финансировании стали играть частные застройщики, государство перестало быть основным участником жилищного строительства.
Очевидно, что существующие темпы жилищного строительства не решают проблему улучшения жилищных условий широких слоев населения.
Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность данного сектора, высокие административные барьеры, высокую степень монополизации рынка жилья.
Величина требуемых инвестиций в новое жилищное строительство соизмерима с несколькими годовыми консолидированными бюджетами Сахалинской области. Очевиден однозначный вывод: существующая жилищная проблема не решаема, если будет основываться на использовании только бюджетных средств.
Решение возможно на основе увеличения темпов жилищного строительства с учетом использования не только бюджетных, но и внебюджетных средств, среди которых основную роль должны сыграть частные инвестиции граждан.
Развитие массового жилищного строительства требует, чтобы органы государственной власти и органы местного самоуправления уделили особое внимание оказанию поддержки отдельным категориям населения при строительстве (приобретении) жилья.
В рамках настоящей Программы к числу таких категорий населения отнесены:
- молодые семьи, в том числе молодые семьи на селе, молодые ученые;
- работники бюджетных учреждений и их семьи, в том числе работники бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности;
- молодые специалисты (и их семьи), выразившие намерение работать на селе в организациях социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт, молодежная политика, социальная защита и социальное обеспечение) и агропромышленного комплекса.
В рамках Программы установлены следующие общие правила:
1. Государственная поддержка отдельным категориям жителей Сахалинской области в строительстве (приобретении) жилья осуществляется один раз и только по одному основанию (с точки зрения принадлежности членов семьи к той или иной категории населения).
2. Жители Сахалинской области участвуют в реализации Программы добровольно. При этом жители Сахалинской области, ставшие участниками Программы и получившие государственную поддержку в строительстве (приобретении) жилья, исключаются из списка граждан, нуждающихся в улучшение жилищных условий.
3. Жители Сахалинской области самостоятельно выбирают подпрограмму (из всех входящих в состав Программы) для участия в ее реализации и получения государственной поддержки в строительстве (приобретении) жилья.
4. Государственная поддержка в строительстве (приобретении) жилья осуществляется в расчете на семью в целом.