ЗАКОН
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 11 июля 2008 года N 73-ЗО
О внесении изменений в Закон Сахалинской области "Об областной целевой программе "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2011 года на основании
Закона Сахалинской области от 5 октября 2010 года N 79-ЗО
____________________________________________________________________
Принят
Сахалинской областной Думой
10 июля 2008 года
Внести в Закон Сахалинской области от 7 июля 2006 года N 89-ЗО "Об областной целевой программе "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" (Губернские ведомости, 2006, 18 июля, 19 июля; 2007, 11 июля, 28 декабря; 2008, 30 апреля), следующие изменения:
1) областную целевую программу "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" и ее приложения изложить в новой редакции (прилагается);
2) статью 2 изложить в следующей редакции:
"Статья 2
Финансирование мероприятий областной целевой программой "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год.".
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Сахалинской области
А.В.Хорошавин
г.Южно-Сахалинск
11 июля 2008 года
N 73-ЗО
Наименование программы | Областная целевая программа "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение администрации Сахалинской области от 30.12.2005 N 702-ра "О реализации в Сахалинской области национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"; |
Государственный заказчик Программы | Администрация Сахалинской области |
Координатор-разработчик Программы | Комитет экономики Сахалинской области |
Разработчики Программы | Департамент строительства Сахалинской области; |
Цель Программы | Комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем |
Задачи Программы | Создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья, обеспеченного необходимой коммунальной инфраструктурой, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов; |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа реализуется в течение 2006-2015 годов в три этапа: |
Перечень основных мероприятий Программы | Областная целевая программа "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" реализуется на основе следующих подпрограмм: |
Исполнители основных мероприятий Программы | Департамент строительства Сахалинской области, |
Источники и объемы | Источниками финансирования являются: |
Система организации контроля за исполнением Программы | Общий контроль за исполнением Программы осуществляет администрация Сахалинской области. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Объемы жилищного строительства и развитие первичного рынка жилья: |
Областная целевая программа "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года" является организационной основой реализации в Сахалинской области приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Необходимость обеспечения населения доступным (с точки зрения стоимости и условий приобретения) и комфортным (с точки зрения условий проживания) жильем является одной из важнейших проблем социально-экономического развития для Сахалинской области.
Сложность разрешения указанной проблемы определяется, в первую очередь, зависимостью от большого количества разнородных факторов.
В настоящее время жилищный фонд Сахалинской области составляет около 11,6 млн.кв.м общей площади, в том числе 10,2 млн.кв.м (88%) в городах и поселках городского типа и 1,4 млн.кв.м (11%) - в сельской местности.
Обеспеченность жильем 1 жителя в среднем по Сахалинской области составляет сегодня 21,4 кв.м (по России - 20,0 кв.м).
В то же время имеющийся жилищный фонд по своим качественным характеристикам не удовлетворяет потребности человека в жилье:
- в настоящее время около 11% жилищного фонда находится в ветхом и аварийном состоянии (по России - 3,2%);
- около 18% населения Сахалинской области проживают в ветхих и аварийных домах (по России - примерно 2%).
Ветхий и аварийный жилищный фонд имеется в каждом муниципальном образовании Сахалинской области, в том числе:
- в муниципальной собственности находится более 83% такого фонда;
- в частной собственности - около 12%;
- в государственной собственности - более 5% от общего количества ветхого и аварийного жилья.
В целом по Сахалинской области около 85% ветхого и аварийного жилищного фонда находится в городской местности и более 15% - в сельской.
Существующий жилищный фонд в настоящее время по-прежнему имеет тенденцию к старению и ветшанию.
За последние годы изменилась структура вводимых в эксплуатацию жилых домов по формам собственности и источникам финансирования жилищного строительства. Основную роль в финансировании стали играть частные застройщики, государство перестало быть основным участником жилищного строительства.
Очевидно, что существующие темпы жилищного строительства не решают проблему улучшения жилищных условий широких слоев населения.
Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность данного сектора, высокие административные барьеры, высокую степень монополизации рынка жилья.
Величина требуемых инвестиций в новое жилищное строительство соизмерима с несколькими годовыми консолидированными бюджетами Сахалинской области. Очевиден однозначный вывод: существующая жилищная проблема не решаема, если будет основываться на использовании только бюджетных средств.
Решение возможно на основе увеличения темпов жилищного строительства с учетом использования не только бюджетных, но и внебюджетных средств, среди которых основную роль должны сыграть частные инвестиции граждан.
Развитие массового жилищного строительства требует, чтобы органы государственной власти и органы местного самоуправления уделили особое внимание оказанию поддержки отдельным категориям населения при строительстве (приобретении) жилья.
В рамках настоящей Программы к числу таких категорий населения отнесены:
- молодые семьи, в том числе молодые семьи на селе, молодые ученые;
- работники бюджетных учреждений и их семьи, в том числе работники бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности;
- молодые специалисты (и их семьи), выразившие намерение работать на селе в организациях социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт, молодежная политика, социальная защита и социальное обеспечение) и агропромышленного комплекса.
В рамках Программы установлены следующие общие правила:
1. Государственная поддержка отдельным категориям жителей Сахалинской области в строительстве (приобретении) жилья осуществляется один раз и только по одному основанию (с точки зрения принадлежности членов семьи к той или иной категории населения).
2. Жители Сахалинской области участвуют в реализации Программы добровольно. При этом жители Сахалинской области, ставшие участниками Программы и получившие государственную поддержку в строительстве (приобретении) жилья, исключаются из списка граждан, нуждающихся в улучшение жилищных условий.
3. Жители Сахалинской области самостоятельно выбирают подпрограмму (из всех входящих в состав Программы) для участия в ее реализации и получения государственной поддержки в строительстве (приобретении) жилья.
4. Государственная поддержка в строительстве (приобретении) жилья осуществляется в расчете на семью в целом.
5. Построенное (приобретенное) жилье оформляется в общую собственность всех членов семьи, получившей государственную поддержку.
Не менее сложная ситуация с состоянием объектов коммунального комплекса и существующего жилищного фонда.
Из-за большого износа генерирующих мощностей, магистральных, внутриквартальных и внутридомовых сетей водо- и теплоснабжения, негарантированного качества оказываемых услуг и значительного увеличения коммунальных тарифов отрицательной тенденцией последних лет стал рост отказов населения от централизованного отопления и другого коммунального обеспечения.
В настоящее время деятельность коммунального сектора Сахалинской области и в целом России характеризуется неудовлетворительным качеством коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются:
- высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса;
- неэффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, преобладание административных нерыночных отношений.
Высокий уровень износа основных фондов в коммунальном секторе вызван, в первую очередь, проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальные финансовые потребности организаций коммунального комплекса в обновлении основных фондов.
Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Это стало причиной несоответствия качества предоставляемых коммунальных услуг объемам финансовых средств, выделяемых на их предоставление.
Высокие инвестиционные риски, несовершенство договорных отношений и процедур тарифного регулирования препятствуют привлечению частных инвестиций в коммунальный сектор.
Следствием высокого износа основных фондов в коммунальном секторе является низкое качество коммунальных услуг, не соответствующее требованиям потребителей.
Причинами высокого уровня износа являются недостаточное финансирование ремонтных работ и явное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных средств даже минимальным потребностям.
Отбор проблемы развития массового жилищного строительства в Сахалинской области для ее программной разработки и решения на региональном уровне определяется следующими факторами:
- значимость проблемы;
- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;
- принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;
- необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.
Необходимость решения проблемы развития массового жилищного строительства программными методами учитывает также приоритеты и цели социально-экономического развития Российской Федерации и Сахалинской области, направления структурной и научно-технической политики, прогнозы развития общегосударственных и региональных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны и Сахалинской области.
Для реализации мер, предусмотренных в рамках выделенных приоритетов национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", должна быть обеспечена финансовая и организационная поддержка со стороны органов федеральной и региональной власти, а также органов местного самоуправления. Программа и входящие в ее состав подпрограммы должны стать механизмом реализации этой поддержки.