(в редакции Законов Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1310-З N 177-V, от 27.11.2014 1372-З N 295-V, от 22.05.2018 2002-З N 1561-V, от 30.01.2019 2099-З N 109-VI)
Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 22.07.2008 З N 74-IV
Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые, экономические и социальные основы совершенствования системы образования для коренных малочисленных народов Севера.
Настоящий закон направлен на организацию в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера бесплатного обучения детей без отрыва их от родителей, гарантирующего доступ к достижениям мировой цивилизации, изучение собственной истории, национальной культуры, родного языка и традиционной хозяйственной деятельности, воспитание национального достоинства для создания условий восстановления, сохранения и защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера.
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.01.2019 2099-З N 109-VI)
1. Кочевая школа - самостоятельная образовательная организация или филиал образовательной организации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1310-З N 177-V, от 30.01.2019 2099-З N 109-VI)
2. Кочевая школа создается для обеспечения доступности дошкольного, основного общего и дополнительного образования без отрыва детей от родителей, ведущих традиционный кочевой образ жизни, восстановления и сохранения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания.
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.01.2019 2099-З N 109-VI)
3. В структуру образовательного процесса входят очные сессии обучающихся с учителями в оленеводческих бригадах, очные сессии в опорных школах, обучение детей этнокультуре самими родителями в качестве консультантов-тьюторов, дистанционное обучение с использованием интернет-технологий, семейное образование и самообразование.
(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1310-З N 177-V, от 27.11.2014 1372-З N 295-V)
К кочевым школам относятся:
1) кочевая школа (филиал) - филиал образовательной организации (опорной школы), организующей учебно-воспитательный процесс в соответствии с традиционным укладом жизни коренных малочисленных народов Севера, созданный на производственной базе оленеводов, охотников, рыбаков или непосредственно кочующий вместе с оленеводческой бригадой;
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1310-З N 177-V)
2) начальная кочевая школа - детский сад - филиал образовательной организации (опорной школы), реализующий общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования, постоянно кочующий вместе с оленеводческой бригадой, приобщающий детей к труду, национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям коренных малочисленных народов Севера;
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1310-З N 177-V)
3) общинная школа - филиал образовательной организации (опорной школы), реализующий общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования, по структуре и содержанию соответствующий стационарной малокомплектной школе;
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1310-З N 177-V)
4) гувернерская школа - филиал образовательной организации, реализующий общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования. Педагогические работники обучают, находясь непосредственно в семье своих воспитанников в оленеводческих, рыболовецких и охотничьих бригадах;
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1310-З N 177-V)
5) таежная школа - филиал образовательной организации, реализующий общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования. Детей обучают сами родители в качестве консультантов-тьюторов. Таежные блоки обучения сочетаются с очными сессиями в опорной школе;
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1310-З N 177-V)
6) стационарная кочевая школа - общеобразовательная организация, обучающиеся которой, обучаясь в опорной школе, на определенный период выезжают в оленеводческую бригаду, где обучаются этнокультуре и национально-региональному компоненту по основным предметам;
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1310-З N 177-V)
7) воскресная школа - филиал образовательной организации, обеспечивающий этнокультурное образование в населенных пунктах, в которых отсутствует достаточное количество обучающихся для открытия иных школ;
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1310-З N 177-V)
8) сетевая кочевая школа - кочевая школа, передвигающаяся между несколькими оленеводческими бригадами, осуществляющая очно-заочное обучение. В структуру образовательного процесса входят очные сессии обучающихся с учителями в оленеводческих бригадах, очные сессии в опорных школах, обучение детей самими родителями в качестве консультантов-тьюторов, дистанционное обучение с использованием интернет-технологий;
(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1310-З N 177-V)
9) летняя кочевая школа - филиал образовательной организации, функционирующий в летнее каникулярное время в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера с целью изучения учащимися, не владеющими родным языком, национальной культуры, родного языка и традиционной хозяйственной деятельности;
(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1310-З N 177-V, от 30.01.2019 2099-З N 109-VI)
10) семейная кочевая школа (группа) - филиал образовательной организации (опорной школы, дошкольной образовательной организации), реализующий программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Детей обучают члены семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
(п. 10 введен Законом Республики Саха (Якутия) от 27.11.2014 1372-З N 295-V; в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.01.2019 2099-З N 109-VI)
Деятельность кочевых школ основывается на следующих принципах:
1) поддержка со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимая для сохранения национальной самобытности, развития национальной культуры и родного языка;
2) приобщение детей к традиционному образу жизни и традиционной хозяйственной деятельности в стойбищах родовых кочевых общин, поселках и центрах улусов (районов);
3) внедрение в учебный процесс новых поколений учебно-методических пособий на языках коренных малочисленных народов Севера, издательско-полиграфической базы, новых образовательных (в том числе компьютерных) технологий и дистанционного обучения;
4) обеспечение кочевых школ педагогическими кадрами, обладающими мастерством педагога на основе этнопедагогики, знающими национальную культуру и язык коренных малочисленных народов Севера и совмещающими несколько педагогических специальностей;
5) многообразие и сочетание различных форм обучения в соответствии с законодательством, возможность заочного обучения, экстерната и дополнительного образования;
6) уважение национальной культуры, языка, традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера.
Государственная поддержка кочевых школ основывается на следующих принципах:
1) признание и сохранение традиционного кочевого образа жизни;
2) предоставление равных возможностей в области образования;
3) обеспечение защиты законных прав и интересов ребенка;
4) недопущение разлучения детей с родителями и другими членами семьи;
5) сохранение и развитие национальной культуры, родного языка, традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности;
6) общедоступность начального и среднего общего образования;
7) единство культурного и образовательного процесса;
8) государственно-общественный характер организации и управления кочевыми школами;
9) интеграция кочевых школ в систему непрерывного образования;
10) социальная поддержка кочевых семей, имеющих детей;
11) государственное централизованное обеспечение и финансирование кочевых школ, включая обеспечение топливом, горюче-смазочными материалами, материально-техническими ресурсами, транспортом для перевозки обучающихся и учителей.