Концепция развития аварийно-спасательных и противопожарных формирований в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Концепция, автономный округ) определяет основные цели, задачи и направления развития аварийно-спасательных и противопожарных формирований (далее - АСФ).
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами автономного округа и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера и пожарной безопасности.
Право граждан на жизнь, гарантированное статьей 20 Конституции Российской Федерации возлагает на государство обязанность по созданию эффективной системы спасения жизни человека в условиях чрезвычайных ситуаций и пожаров.
В ходе реализации административной реформы произошло распределение полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов и органами местного самоуправления, в том числе, и в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создания и обеспечения деятельности аварийно-спасательных формирований.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов:
1) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;
2) организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы;
3) предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий;
4) осуществление поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море;
5) организация мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий;
6) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.
В соответствии с требованием Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагаются обязанности по обеспечению условий для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий.
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" к силам гражданской обороны отнесены аварийно-спасательные формирования и службы, которые привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с действующим законодательством, а статьей 8 указанного закона полномочие по осуществлению мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом полномочие по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных и противопожарных формирований является ключевым в этом блоке вопросов, так как именно силы и средства аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ) (являясь силами и средствами постоянной готовности) непосредственно участвуют в практической реализации указанных выше полномочий.
В автономном округе на территориальном уровне создана группировка сил и средств, способная эффективно выполнять возложенные на нее задачи, а также развиваться и повышать степень защищенности населения.
Вместе с тем, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также определяет круг вопросов местного значения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и защиты населения, обеспечения безопасности людей на водных объектах, создания, содержания и организации деятельности АСФ.
Указанный Федеральный закон предписывает создание АСФ во всех поселениях и городских округах, исключая муниципальные районы, что представляется не совсем корректным, так как ведет к распылению сил и средств, неэффективному использованию материальных и финансовых ресурсов.
Предлагаемая Концепция определяет основные задачи и направления развития АСФ в автономном округе с учетом детального анализа имеющихся сил и средств, специфики природно-климатических условий автономного округа, его инфраструктуры и территориального устройства.
Концепция предлагает наиболее рациональное использование имеющихся сил и средств, материальных и финансовых ресурсов всех уровней бюджетов для реализации полномочий автономного округа и органов местного самоуправления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, пожарной безопасности, обеспечения безопасности людей на водных объектах, создания и обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб и формирований.