Недействующий

О ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (2009 - 2010 ГОДЫ)"

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ


Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

На территории Республики Коми в 2007 году произошло 1 653 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 159 человек. По сравнению с 1999 годом число погибших возросло на 24,2 процента. Практически половину погибших в дорожно-транспортных происшествиях составили люди активного трудоспособного возраста (от 20 до 40 лет). Всего за последние 10 лет в дорожно-транспортных происшествиях на территории республики погибли 1 673 человека.

Дорожно-транспортные аварии наносят экономике Республики Коми значительный ущерб, в 2007 году социально-экономический ущерб только от гибели людей составил 337 млн рублей.

Основными видами дорожно-транспортных происшествий в Республике Коми являются наезд на пешехода, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, наезд на стоящее транспортное средство. Свыше 80 процентов всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. В каждом пятнадцатом происшествии виноват водитель, находившийся в состоянии алкогольного опьянения. Около 16 процентов всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Каждый седьмой водитель, совершивший дорожно-транспортное происшествие, не имеет права на управление транспортным средством. Вследствие выезда на полосу встречного движения происходит около 13 процентов дорожно-транспортных происшествий. Аварийность увеличивается в основном по вине водителей транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий составляет 85 процентов происшествий, совершаемых по вине водителей. Три четверти всех происшествий из-за нарушений Правил дорожного движения совершается водителями легковых автомобилей.

Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма является важной составляющей профилактической работы по снижению уровня негативных последствий от аварийности.

В 2007 году в республике зарегистрировано 212 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых погибли 11 и получили ранения 213 подростков. Всего за последние 10 лет на автомобильных дорогах, улицах городов и других населенных пунктов в дорожно-транспортных происшествиях погибли 84 и получили ранения 1939 подростков, что сопоставимо с численностью учеников средней общеобразовательной школы в республике.

В самостоятельное направление выделяется организация своевременной помощи пострадавшим в дорожных происшествиях. Специалистам известно, что из-за отсутствия помощи в течение первого часа после получения травм количество летальных исходов увеличивается на 30 процентов, а по истечении трех часов - уже на 60 процентов. Решение этой острой проблемы требует целого комплекса мер организационного, правового и технического характера, выходящих за рамки компетенции органов внутренних дел.

Сохраняющаяся сложная обстановка с аварийностью во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения при имеющемся перераспределении объема перевозок от перевозок общественным транспортом к перевозкам личным транспортом, увеличивающейся диспропорцией между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. Так, уровень автомобилизации населения в последние годы возрос с 60 - 100 до 300 автомобилей на 1 тыс. жителей.

В этих условиях одним из наиболее существенных факторов, влияющих на состояние аварийности в Республике Коми, является крайне низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного движения.

Для такой ситуации характерны:

высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (в том числе детский травматизм). При этом в 2012 году возможен рост числа погибших до 300 человек и случаев дорожно-транспортных происшествий - свыше 2,5 тыс.;

высокая доля людей активного трудоспособного возраста (20 - 40 лет) среди погибших, которая в 2012 году может превысить 60 процентов;

возрастающая диспропорция между приростом числа автомобилей и состоянием дорожной инфраструктуры;

низкий уровень безопасности при перевозках пассажиров и грузов, в том числе опасных;

недостаточное вовлечение населения и общественных объединений в работу по предотвращению дорожно-транспортных происшествий.

При этом основными недостатками подхода к обеспечению безопасности дорожного движения без использования программно-целевого метода по-прежнему являются:

организационная разобщенность и автономная структура управления государственных органов всех уровней, органов местного самоуправления и общественных объединений;

невозможность формирования единых целевых показателей (индикаторов);

невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при разработке мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и смягчение социально-экономических последствий дорожно-транспортных происшествий;

отсутствие эффективных механизмов координации и контроля мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, а также последовательности их реализации;

отсутствие системного планирования действий и существующих ресурсов.

В этих условиях можно выделить следующие основные проблемы:

системный кризис в организации согласованной деятельности органов исполнительной власти на региональном уровне, государственных учреждений и общественных институтов;

снижение эффективности использования финансовых средств, направляемых на осуществление деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения в условиях ведомственной разобщенности.

Оценка эффективности государственного финансирования системы управления обеспечением безопасности дорожного движения без применения программно-целевого подхода существенно затруднена из-за отсутствия единых целевых показателей (индикаторов), связанных с реализацией мероприятий и их финансированием.

Организация комплекса мероприятий в сфере внедрения технических систем автоматического обнаружения и фиксации нарушений Правил дорожного движения без применения программно-целевого подхода осложняется отсутствием системности постановки и решения этой задачи, а также ее недостаточным финансированием.

Вследствие этого внедрение технических систем автоматического обнаружения и фиксации нарушений Правил дорожного движения в приемлемые сроки становится затруднительным, а затраты для их достижения возрастают по сравнению с использованием метода программно-целевого планирования.

Таким образом, решение поставленной проблемы без использования программно-целевого подхода сделает невозможным достижение конечных результатов и приведет к повышению темпов прироста количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, в том числе с погибшими.