Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

от 12 июля 2008 года N 16-рз

Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2008-2012 годы"

Принят

Народным Собранием

Республики Ингушетия 26 июня 2008 года


(Изменения:

Закон Республики Ингушетия от 27.02.2010 N 13-РЗ, НГР ru06000201000033;

Закон Республики Ингушетия от 01.07.2010 N 36-РЗ, НГР ru06000201000144;

Закон Республики Ингушетия от 10.05.2011 N 13-РЗ, НГР ru06000201100088;

Закон Республики Ингушетия от 19.03.2012 N 5-РЗ, НГР ru06000201200043;

Закон Республики Ингушетия от 19.03.2012 N 7-РЗ, НГР ru06000201200045;

Закон Республики Ингушетия от 28.12.2012 N 53-РЗ, НГР ru06000201200314)

Статья 1


Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2008-2012 годы" (далее - Программа).

Статья 2


Правительству Республики Ингушетия ежегодно предусматривать в законе Республики Ингушетия о республиканском бюджете на очередной финансовый год средства для реализации мероприятий Программы.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Республики Ингушетия М.М. Зязиков

"12" июля 2008 года

N 16-рз

Утверждена

Законом Республики Ингушетия

"Об утверждении республиканской целевой

программы "Развитие системы образования

Республики Ингушетия на 2008-2012 годы"

"22" июля 2008 г. N 16-рз

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2008-2012 годы"

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2008-2012 годы"


Наименование Программы

- республиканская целевая программа "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2008-2012 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы", поручение Председателя Правительства Республики Ингушетия от 08 мая 2007 года N 25

Государственный заказчик Программы

- Правительство Республики Ингушетия

Основные разработчики Программы

- Министерство образования Республики Ингушетия;

 Министерство экономического развития Республики Ингушетия ;

 Ингушский государственный университет
 (в ред. Закона Республики Ингушетия от 19.03.2012 N 5-РЗ, НГР ru06000201200043 )

Цели и задачи Программы

- основная цель Программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества, рынка труда в качественном образовании путем создания новых механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования и практической направленности образовательных программ, формирование системы непрерывного обучения, доступность и обязательность образования;

 задачами Программы являются:
 совершенствование содержания и технологий образования;

 развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

 повышение эффективности управления в системе образования;

 совершенствование экономических механизмов в сфере образования

Сроки и этапы реализации Программы

- 2008-2012 годы, в том числе:
 Iэтап - 2008 год;

 IIэтап - 2009-2010 годы;

 III этап - 2011-2012 годы

Перечень основных
 мероприятий
 Программы

- совершенствование контроля и управления качеством образования;

 обеспечение обязательного, доступного и непрерывного образования;

 повышение статуса педагогических работников, улучшение их материального положения;

 создание телекоммуникационной системы уда-ленного доступа школ к образовательным ресурсам;

 совершенствование форм медико-социального сопровождения участников образовательного пространства

Исполнители основных мероприятий Программы

- Правительство Республики Ингушетия, Министерство образования Республики Ингушетия, Институт повышения квалификации работников образования Республики Ингушетия, Министерство труда и социального развития Республики Ингушетия, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия, Ингушский государственный университет, администрации районов и городов Республики Ингушетия

Объемы и источники
 финансирования
 Программы

- общий объем финансирования Программы в ценах 2007 года составляет 2924,046 млн рублей, в том числе: (в ред. Закона Республики Ингушетия от 28.12.2012 N 53-РЗ, НГР ru06000201200314 )
 федеральный бюджет - 2044,0 млн рублей;

 республиканский бюджет - 880,046 млн рублей (в ред. Законов РИ от: 27.02.2010 N 13-РЗ, НГР ru06000201000033 , 10.05.2011 N 13-РЗ, НГР ru06000201100088 , 19.03.2012 N 7-РЗ, НГР ru06000201200045 , 28.12.2012 N 53-РЗ, НГР ru06000201200314 )

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- увеличение доли учащихся, получающих образование с использованием информационных технологий;

 повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения;

 проведение итоговой государственной аттестации в виде единого государственного экзамена;

 увеличение доли учащихся, поступающих в учебные заведения высшего профессионального образования за счет введения единого государственного экзамена;

 обеспечение выравнивания доступа к получению качественного образования за счет распространения различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе, профильного обучения;

 работа над системой оценки качества образования и системой непрерывного профессионального образования;

 внедрение в систему образования новых организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективность использования имеющихся ресурсов и способствующих привлечению дополнительных средств;

 повышение уровня обеспечения образовательных учреждений информационной техникой и современным учебным оборудованием

Система организации контроля за ходом исполнения Программы

- организация работы по выполнению Программы и контроль за её реализацией осуществляется Правительством Республики Ингушетия в установленном порядке

I. Состояние и основные проблемы развития системы образования


В ходе выполнения республиканской целевой программы "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2004-2006 годы" реализованы мероприятия в области модернизации структуры и содержания общего образования, формировалась система оценки качества образования, развивалась материально-техническая база образовательных учреждений.

Благодаря мерам, принятым в 2002-2007 годах, в рамках реализации федеральной и республиканской целевых программ в сфере образования была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии республики.

Республиканская целевая программа "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2008-2012 годы" должна обеспечить продолжение модернизации образования.

В настоящее время в Республике Ингушетия функционирует 116 общеобразовательных школ, 15 учреждений дополнительного образования детей и 29 дошкольных учреждений. Характеризуя сегодняшнее состояние системы образования, следует сказать, что она успешно развивается.

Республика Ингушетия с первых дней активно включилась в реализацию приоритетного национального проекта "Образование", основные идеи которого уже ранее нашли своё отражение в государственной политике республики. Национальный проект "Образование" и есть модернизация образования. Главный позитив национального проекта заключается в том, что предложения и идеи по изменению образования начали реализовываться в республике на практике.

Не менее значимым является и участие наших школ во всероссийском конкурсе "Лучшие школы России".

В 2006 году, участвуя в указанном конкурсе, гимназия N 1 города Назрани вошла в тридцатку лучших российских школ и стала лауреатом, получив сертификат "Народная школа России".

В республике расширяется сеть образовательных учреждений, реализующих программы углубленного изучения отдельных предметов, гимназического и лицейского образования.

Проблема обучения и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья занимала и занимает одно из ведущих мест в работе Министерства образования Республики Ингушетия. В рамках принятия мер по расширению доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию в 2003 году в республике открыта специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (для глухих детей) в станице Орджоникидзевской, которая, однако, только частично решила проблему обучения больных детей.

В рамках президентской программы "Дети России" по подпрограмме "Дети-сироты" завершено строительство детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в станице Орджоникидзевской на 120 мест.

Учреждения дополнительного образования детей продолжают способствовать обогащению культуры и традиций в воспитании детей.

О позитивных изменениях в системе образования республики за последние годы свидетельствует участие наших детей и подростков во всероссийских, межрегиональных, республиканских олимпиадах и различных форумах.

Ввиду того, что для социально-экономического развития молодая республика нуждается в квалифицированных кадрах Министерством образования Республики Ингушетия ведется систематическая работа с Министерством образования и науки Российской Федерации по выделению ежегодно для выпускников школ целевых мест в вузах России. В этом вопросе очевидна динамика: за последние шесть лет количество целевых мест увеличилось более чем в 25 раз.

Министерством образования Республики Ингушетия пролицензированы общеобразовательные учреждения, а также учреждения начального и среднего профессионального образования. Впервые закончена аттестация и государственная аккредитация всех учреждений начального профессионального образования и более половины школ республики. Работу по данному направлению Министерство образования Республики Ингушетия планирует завершить в 2008-2009 годах.

В целях совершенствования оценки качества среднего (полного) общего образования и повышения доступности среднего образования Республика Ингушетия приняла участие в эксперименте по единому государственному экзамену в 2007 году.

Состав государственной экзаменационной комиссии Республики Ингушетия по проведению единого государственного экзамена утверждается приказом руководителя Федерального агентства по образованию.

Эффективное развитие системы образования обеспечено решением следующих задач:

обеспечение качества образования, ориентированного на профессиональную, творческую мобильность;

расширение доступности, массовости образования, обеспечение гарантии равных шансов на получение образования;

сохранение и укрепление здоровья обучающихся за счет разгрузки содержания общего образования, увеличения занятий физической культурой;

организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

организация горячего питания учащихся начального звена в общеобразовательных учреждениях;

приведение в соответствие с современными требованиями учебно-материальной базы;

привлечение дополнительных средств в образование;

повышение ответственности всех ветвей и уровней власти и должностных лиц за исполнение законодательства в области образования;

осуществление постепенного перехода к профильной школе;

оказание всемерной поддержки инновационной образовательной деятельности;

дальнейшая реализация программы компьютеризации учреждений образования, постепенное включение их в информационные сети;

внедрение государственного образовательного стандарта по всем учебным дисциплинам регионального компонента;

создание интеграционного комплекса "детский сад - школа - колледж -университет";

создание системы непрерывного образования;

повышение роли самообразования учителя, овладение им навыками, эффективными формами и методами повышения профессионализма;

разработка системы мероприятий по повышению статуса педагогических работников, улучшению их материального положения;

совместное проведение с профсоюзом работников образования мероприятий по улучшению условий жизни работников образовательных учреждений, учащихся.

Развитие системы дошкольного образования


Сегодня в республике только 4656 детей посещают функционирующие дошкольные образовательные учреждения, а более 36980 детей нуждаются в них. Все учреждения дошкольного образования работают с большой перегрузкой.

За счет республиканских средств за период с 2002 по 2007 год построены и реконструированы дошкольные образовательные учреждения на 940 мест.

В то же время помещения, в которых расположены некоторые детские сады, практически непригодны для эксплуатации, требуют срочного капитального ремонта.

По-прежнему актуально создание условий для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуального подхода, поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов, содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

В связи с острой востребованностью дошкольных образовательных услуг, которые являются важным звеном в системе непрерывного образования, требуется в ближайшие годы обязательное строительство дошкольных учреждений и рациональное использование имеющихся площадей.

Общее среднее образование


Развитие материально-технической базы системы образования, учебно-методическое и информационное обеспечение деятельности общеобразовательных учреждений - основные задачи реализации Программы.

Материально-техническая база - необходимое условие функционирования системы образования и всех её звеньев.

С 2002 по 2007 год в республике в основном за счет внутренних источников построено и реконструировано 17 общеобразовательных школ на 4627 ученических мест.

В 2006 году завершено строительство школы на 540 мест в селе Зязиков-Юрт, а также полная реконструкция школы N 5 в селе Новый Редант, в 2007 году завершено строительство школы с музыкальным блоком на 704 ученических места в городе Карабулаке и школы на 320 ученических мест в селе Барсуки.

Но вместе с тем в республике не хватает общеобразовательных школ, интернатов и коррекционных образовательных учреждений.

40,7 процентов школ республики занимается в 2-3 смены. Дефицит посадочных мест составляет свыше 39866 (54 процента). Недостаток средств не позволяет решить в полном объеме вопросы расширения и обновления материально-технической базы общеобразовательных учреждений. 30 процентов школьных зданий из-за физического износа находятся в неудовлетворительном состоянии, 20 процентов из них требуют срочного капитального ремонта. Требует дальнейшего совершенствования материально-техническое обеспечение образовательных учреждений современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами.