ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
от 12 июля 2008 года N 16-рз
Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2008-2012 годы"
Принят
Народным Собранием
(Изменения:
Закон Республики Ингушетия от 27.02.2010 N 13-РЗ, НГР ru06000201000033;
Закон Республики Ингушетия от 01.07.2010 N 36-РЗ, НГР ru06000201000144;
Закон Республики Ингушетия от 10.05.2011 N 13-РЗ, НГР ru06000201100088;
Закон Республики Ингушетия от 19.03.2012 N 5-РЗ, НГР ru06000201200043;
Закон Республики Ингушетия от 19.03.2012 N 7-РЗ, НГР ru06000201200045;
Закон Республики Ингушетия от 28.12.2012 N 53-РЗ, НГР ru06000201200314)
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2008-2012 годы" (далее - Программа).
Правительству Республики Ингушетия ежегодно предусматривать в законе Республики Ингушетия о республиканском бюджете на очередной финансовый год средства для реализации мероприятий Программы.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Ингушетия М.М. Зязиков
"12" июля 2008 года
N 16-рз
Утверждена
Законом Республики Ингушетия
"Об утверждении республиканской целевой
программы "Развитие системы образования
Республики Ингушетия на 2008-2012 годы"
"22" июля 2008 г. N 16-рз
Наименование Программы | - республиканская целевая программа "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2008-2012 годы" | |
Дата принятия решения о разработке Программы | - постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы", поручение Председателя Правительства Республики Ингушетия от 08 мая 2007 года N 25 | |
Государственный заказчик Программы | - Правительство Республики Ингушетия | |
Основные разработчики Программы | - Министерство образования Республики Ингушетия; | |
Цели и задачи Программы | - основная цель Программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества, рынка труда в качественном образовании путем создания новых механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования и практической направленности образовательных программ, формирование системы непрерывного обучения, доступность и обязательность образования; | |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2008-2012 годы, в том числе: | |
Перечень основных | - совершенствование контроля и управления качеством образования; | |
Исполнители основных мероприятий Программы | - Правительство Республики Ингушетия, Министерство образования Республики Ингушетия, Институт повышения квалификации работников образования Республики Ингушетия, Министерство труда и социального развития Республики Ингушетия, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия, Ингушский государственный университет, администрации районов и городов Республики Ингушетия | |
Объемы и источники | - общий объем финансирования Программы в ценах 2007 года составляет 2924,046 млн рублей, в том числе: (в ред. Закона Республики Ингушетия от 28.12.2012 N 53-РЗ, НГР ru06000201200314 ) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - увеличение доли учащихся, получающих образование с использованием информационных технологий; | |
Система организации контроля за ходом исполнения Программы | - организация работы по выполнению Программы и контроль за её реализацией осуществляется Правительством Республики Ингушетия в установленном порядке |
В ходе выполнения республиканской целевой программы "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2004-2006 годы" реализованы мероприятия в области модернизации структуры и содержания общего образования, формировалась система оценки качества образования, развивалась материально-техническая база образовательных учреждений.
Благодаря мерам, принятым в 2002-2007 годах, в рамках реализации федеральной и республиканской целевых программ в сфере образования была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии республики.
Республиканская целевая программа "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2008-2012 годы" должна обеспечить продолжение модернизации образования.
В настоящее время в Республике Ингушетия функционирует 116 общеобразовательных школ, 15 учреждений дополнительного образования детей и 29 дошкольных учреждений. Характеризуя сегодняшнее состояние системы образования, следует сказать, что она успешно развивается.
Республика Ингушетия с первых дней активно включилась в реализацию приоритетного национального проекта "Образование", основные идеи которого уже ранее нашли своё отражение в государственной политике республики. Национальный проект "Образование" и есть модернизация образования. Главный позитив национального проекта заключается в том, что предложения и идеи по изменению образования начали реализовываться в республике на практике.
Не менее значимым является и участие наших школ во всероссийском конкурсе "Лучшие школы России".
В 2006 году, участвуя в указанном конкурсе, гимназия N 1 города Назрани вошла в тридцатку лучших российских школ и стала лауреатом, получив сертификат "Народная школа России".
В республике расширяется сеть образовательных учреждений, реализующих программы углубленного изучения отдельных предметов, гимназического и лицейского образования.
Проблема обучения и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья занимала и занимает одно из ведущих мест в работе Министерства образования Республики Ингушетия. В рамках принятия мер по расширению доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию в 2003 году в республике открыта специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (для глухих детей) в станице Орджоникидзевской, которая, однако, только частично решила проблему обучения больных детей.
В рамках президентской программы "Дети России" по подпрограмме "Дети-сироты" завершено строительство детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в станице Орджоникидзевской на 120 мест.
Учреждения дополнительного образования детей продолжают способствовать обогащению культуры и традиций в воспитании детей.
О позитивных изменениях в системе образования республики за последние годы свидетельствует участие наших детей и подростков во всероссийских, межрегиональных, республиканских олимпиадах и различных форумах.
Ввиду того, что для социально-экономического развития молодая республика нуждается в квалифицированных кадрах Министерством образования Республики Ингушетия ведется систематическая работа с Министерством образования и науки Российской Федерации по выделению ежегодно для выпускников школ целевых мест в вузах России. В этом вопросе очевидна динамика: за последние шесть лет количество целевых мест увеличилось более чем в 25 раз.
Министерством образования Республики Ингушетия пролицензированы общеобразовательные учреждения, а также учреждения начального и среднего профессионального образования. Впервые закончена аттестация и государственная аккредитация всех учреждений начального профессионального образования и более половины школ республики. Работу по данному направлению Министерство образования Республики Ингушетия планирует завершить в 2008-2009 годах.
В целях совершенствования оценки качества среднего (полного) общего образования и повышения доступности среднего образования Республика Ингушетия приняла участие в эксперименте по единому государственному экзамену в 2007 году.
Состав государственной экзаменационной комиссии Республики Ингушетия по проведению единого государственного экзамена утверждается приказом руководителя Федерального агентства по образованию.
Эффективное развитие системы образования обеспечено решением следующих задач:
обеспечение качества образования, ориентированного на профессиональную, творческую мобильность;
расширение доступности, массовости образования, обеспечение гарантии равных шансов на получение образования;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся за счет разгрузки содержания общего образования, увеличения занятий физической культурой;
организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
организация горячего питания учащихся начального звена в общеобразовательных учреждениях;
приведение в соответствие с современными требованиями учебно-материальной базы;
привлечение дополнительных средств в образование;
повышение ответственности всех ветвей и уровней власти и должностных лиц за исполнение законодательства в области образования;
осуществление постепенного перехода к профильной школе;
оказание всемерной поддержки инновационной образовательной деятельности;
дальнейшая реализация программы компьютеризации учреждений образования, постепенное включение их в информационные сети;
внедрение государственного образовательного стандарта по всем учебным дисциплинам регионального компонента;
создание интеграционного комплекса "детский сад - школа - колледж -университет";
создание системы непрерывного образования;
повышение роли самообразования учителя, овладение им навыками, эффективными формами и методами повышения профессионализма;
разработка системы мероприятий по повышению статуса педагогических работников, улучшению их материального положения;
совместное проведение с профсоюзом работников образования мероприятий по улучшению условий жизни работников образовательных учреждений, учащихся.
Сегодня в республике только 4656 детей посещают функционирующие дошкольные образовательные учреждения, а более 36980 детей нуждаются в них. Все учреждения дошкольного образования работают с большой перегрузкой.
За счет республиканских средств за период с 2002 по 2007 год построены и реконструированы дошкольные образовательные учреждения на 940 мест.
В то же время помещения, в которых расположены некоторые детские сады, практически непригодны для эксплуатации, требуют срочного капитального ремонта.
По-прежнему актуально создание условий для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуального подхода, поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов, содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
В связи с острой востребованностью дошкольных образовательных услуг, которые являются важным звеном в системе непрерывного образования, требуется в ближайшие годы обязательное строительство дошкольных учреждений и рациональное использование имеющихся площадей.
Развитие материально-технической базы системы образования, учебно-методическое и информационное обеспечение деятельности общеобразовательных учреждений - основные задачи реализации Программы.
Материально-техническая база - необходимое условие функционирования системы образования и всех её звеньев.
С 2002 по 2007 год в республике в основном за счет внутренних источников построено и реконструировано 17 общеобразовательных школ на 4627 ученических мест.
В 2006 году завершено строительство школы на 540 мест в селе Зязиков-Юрт, а также полная реконструкция школы N 5 в селе Новый Редант, в 2007 году завершено строительство школы с музыкальным блоком на 704 ученических места в городе Карабулаке и школы на 320 ученических мест в селе Барсуки.
Но вместе с тем в республике не хватает общеобразовательных школ, интернатов и коррекционных образовательных учреждений.
40,7 процентов школ республики занимается в 2-3 смены. Дефицит посадочных мест составляет свыше 39866 (54 процента). Недостаток средств не позволяет решить в полном объеме вопросы расширения и обновления материально-технической базы общеобразовательных учреждений. 30 процентов школьных зданий из-за физического износа находятся в неудовлетворительном состоянии, 20 процентов из них требуют срочного капитального ремонта. Требует дальнейшего совершенствования материально-техническое обеспечение образовательных учреждений современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами.