Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

от 07 июля 2008 года N 65-РЗ

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МОЩНОСТЕЙ ПО ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ И ОСВОЕНИЮ НОВЫХ ЛЕСНЫХ МАССИВОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ДО 2017 ГОДА"

{Утратил силу:
Закон Республики Алтай от 19.12.2013 N 74-РЗ; НГР: ru02000201300854}

{Изменения:
Закон Республики Алтай от 03.07.2009 N 33-РЗ; НГР:ru02000200900233;
Закон Республики Алтай от 13.11.2010 N 60-РЗ; НГР: ru02000201000401}

Принят

Государственным Собранием -

Эл Курултай Республики Алтай

26 июня 2008 года

Статья 1


Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоению новых лесных массивов Республики Алтай до 2017 года".

Статья 2


Правительству Республики Алтай предусматривать средства для реализации мероприятий республиканской целевой программы "Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоению новых лесных массивов Республики Алтай до 2017 года" при формировании республиканского бюджета Республики Алтай на соответствующие годы.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель

Государственного Собрания -

Эл Курултай Республики Алтай И.И. Белеков

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства

Республики Алтай А.В. Бердников

Утверждена
Законом Республики Алтай
"О республиканской целевой
программе "Развитие мощностей
по глубокой переработке древесины
и освоению новых лесных массивов
Республики Алтай до 2017 года"

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоению новых лесных массивов Республики Алтай до 2017 года"


{В редакции:

Закон Республики Алтай от 03.07.2009 N 33-РЗ; НГР:ru02000200900233;

Закон Республики Алтай от 13.11.2010 N 60-РЗ; НГР: ru02000201000401}

Наименование Програм мы

республиканская целевая программа "Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоению новых лесных массивов Республики Алтай до 2017 года" (далее - Программа)

Основание для
 Разработки Программы

Лесной кодекс Российской Федерации;

 распоряжение Правительства Российской Федерации http://dostup.scli.ru:8111/content/ngr/RU0000R200205194.html "Об основных направлениях развития лесной промышленности";

 распоряжение Правительства Российской Федерации http://dostup.scli.ru:8111/content/ngr/RU0000R200300142.html "О Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы"

Государственный
 заказчик Программы

Министерство лесного хозяйства Республики Алтай

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 13.11.2010 N 60-РЗ;
НГР: ru02000201000401 }

Основные разработчики Программы

Министерство лесного хозяйства Республики Алтай

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 13.11.2010 г. N 60-РЗ;
НГР: ru02000201000401 }

Цели Программы

формирование системы рационального, непрерывного и неистощаемого лесопользования;

 восстановление и динамичное развитие производственного потенциала лесопромышленного комплекса республики за счет создания и развития высокотехнологичных производств с комплексным использованием древесины;

 повышение социально-экономического уровня жизни работников предприятий лесопромышленного комплекса Республики Алтай, обеспечение их социальной защиты, сохранение существующих и создание новых рабочих мест

Задачи Программы

модернизация существующих производственных мощностей и ориентация на выпуск конкурентоспособной экологически чистой продукции;

 повышение инвестиционной привлекательности отрасли в целом;

 организация контроля за использованием лесных ресурсов и лесопереработкой;

 повышение эффективности использования лесосырьевой базы через вовлечение в производственный оборот и комплексную переработку низкотоварной хвойной и лиственной древесины;

 перспективное развитие сети лесовозных дорог с целью освоения лесных массивов;

 использование древесных отходов и низкотоварной древесины для производства тепловой энергии;

 решение социальных и экологических проблем

Сроки и этапы
 реализации Программы

срок реализации Программы 2008-2017 годы.
 Программа реализуется в два этапа:
 1 этап - 2008-2012 годы;

 2 этап - 2013-2017 годы

Перечень основных
 программных мероприятий

техническое перевооружение лесозаготовительных предприятий на базе отечественной лесозаготовительной техники;

 расширение объемов сортиментной вывозки древесины;

 расширение действующих деревообрабатывающих произво дств по выпуску основных видов лесопродукции, имеющих устойчивый спрос на внутреннем и внешнем рынках;

 создание новых производств по выпуску конкурентоспособных видов продукции, пользующихся спросом на внутреннем и внешнем рынках: сертифицированных пиломатериалов, строительно-столярных изделий, паркета, мебельного клееного щита, клееного бруса для окон, мебели и другой продукции;

 организация малых предприятий в приоритетных для республики и лесопромышленного комплекса направлениях: лесопиление и прочая деревообработка для местных нужд;
заготовка деловой древесины и топливных дров, переработка древесных отходов и т.д.;

 капитальный ремонт существующих лесовозных дорог;

 государственная поддержка предприятий лесопромышленного комплекса Республики Алтай в части создания благоприятных внешних экономических условий для их функционирования и по обеспечению их инвестиционной привлекательности;

 строительство лесовозных дорог круглогодичного использования

Исполнители Программы

Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай;

 Министерство регионального развития Республики Алтай;

 Министерство лесного хозяйства Республики Алтай;

 Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай;

 Министерство финансов Республики Алтай;

 Комитет занятости населения Республики Алтай

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 13.11.2010 N 60-РЗ;
НГР: ru02000201000401 }

Объемы и источники
 финансирования

общий объем финансирования Программы составляет 1970,16 млн. рублей, в том числе:
 за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 279,61 млн. рублей;

 за счет средств внебюджетных источников - 1690,55 млн. рублей

Ожидаемые конечные
 результаты реализации
 Программы

увеличение общего объема лесозаготовки до
 751,8 тыс. куб. м;

 создание лесопильного завода мощностью
 100 тыс. куб. м, в том числе 30 тыс. куб. м в год с организацией высококачественной сушки;

 создание производства высококачественной продукции с мощностью клееный щит - 7 тыс. куб. м, клееный брус для оконных и дверных блоков - 3 тыс. куб. м;

 создание производства паркета, конкурентоспособного на внутреннемрынке мощностью 20 тыс. куб. м;

 создание производства мягкой, кухонной и корпусной мебели для удовлетворения повышенного внутреннего спроса мощностью
 45 млн. рублей;

 создание завода по выпуску топливных гранул, выпуск экологически чистого вида топлива мощностью 15 млн. рублей в год;

создание строительно-производственного комплекса, производство комплектов малоэтажных домов мощностью 45 млн. рублей в год;

 увеличение объемов доступной древесины за счет строительства и капитального ремонта лесовозных дорог;

 повышение конкурентоспособности лесопродукции, расширение рынка сбыта;

 повышение эффективности взаимоотношений с ведущими лесопромышленными регионами России;

 сбор информации о работе предприятий лесопромышленного комплекса Республики Алтай;

 снижение социальной напряженности, санация и оздоровление лесозаготовительной основы лесной отрасли республики

Система организации контроля за исполнением Программы

Министерство финансов Республики Алтай с участием Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай, Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай и Министерства лесного хозяйства Республики Алтай

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 13.11.2010 г. N 60-РЗ;
НГР: ru02000201000401 }

Предполагаемые участники Программы

учреждения и организации различных форм собственности;

 органы местного самоуправления в Республике Алтай

{В редакции:

Закон Республики Алтай от 03.07.2009 N 33-РЗ; НГР:ru02000200900233}

2. Общие положения

Программа разработана в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года N 1540-р "Об основных направлениях развития лесной промышленности", распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года N 69-р "О Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы" и постановлением коллегии Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 9 апреля 2003 года N ПК-8 "О мерах по привлечению инвестиций в лесопромышленный комплекс страны для развития мощностей по глубокой переработке древесины в соответствии с Основными направлениями развития лесной промышленности".

Программа разработана с целью восстановления и развития потенциала лесопромышленного комплекса Республики Алтай на основе высокотехнологичных производств с комплексным использованием древесины и рационального, непрерывного и неистощаемого лесопользования.

3. Содержание проблемы и необходимость её решения программным методом

Республика Алтай располагает богатыми лесосырьевыми ресурсами, которые представляют собой важную часть экономического потенциала региона и обеспечивают условия организации различных производств по заготовке и переработке древесины.

Общая площадь лесов, находящихся в ведении Министерства лесного хозяйства Республики Алтай, составляет 5062,9 тыс. га, или 54,4% территории республики. На душу населения в республике приходится 24,8 га леса, что значительно выше, чем в странах с развитым лесным комплексом (Швеция - 2,6 га; Финляндия - 3,9 га; Канада - 7,6 га) и в России в целом (5,3 га).

{В редакции:

Закон Республики Алтай от 13.11.2010 г. N 60-РЗ; НГР: ru02000201000401}

Общий запас древесины составляет 714,7 млн. куб. м. Из них доля хвойных пород - 85,4%, мягколиственных - 14,6%.

Общие эксплуатационные ресурсы древесного сырья, которыми располагала республика в 2006 году, оценивались в объеме 224,1 млн. куб. м, в том числе за счет рубок главного пользования 2,5 млн. куб. м.

Ресурсы лесного сырья для промышленной переработки в целом оцениваются в объеме 1, 9 млн. куб. м.

Республика Алтай располагает достаточными ресурсами для расширения лесопользования и увеличения объемов производства продукции деревообрабатывающих отраслей промышленности не только для удовлетворения внутренних потребностей, но и для вывоза за пределы региона. Однако несмотря на незначительные объемы лесных ресурсов, существует проблема накопления перестойных насаждений.

Недостаточное финансирование работ по восстановлению лесных ресурсов приводит к увеличению площадей лиственных пород, ресурсы которых используются только на 24 - 27%. Необходима постепенная замена части менее ценных для лесоэксплуатации мягколиственных лесов хвойными и твердолиственными породами.

Расчетная лесосека по республике, составляющая 2250,6 тыс. куб. м, в течение последних трех лет осваивалась примерно на 8%. В 2006 году освоение лесосечного фонда составило всего 187,9 тыс. куб. м. Ежегодные недорубы в объеме 2062,7 тыс. куб. м, причинами которых являются удаленность выделяемого лесосечного фонда от месторасположения предприятий и его низкое качество, труднодоступность участков, износ техники, ведут к накоплению перестойных насаждений. При этом ухудшаются технические качества древесины, особенно в лиственных лесах, которые быстрее поспевают и менее долговечны, сокращается выход деловой древесины - в 2006 году он составил 46,5% от общего объема отпуска древесины. Это требует развития мощностей, перерабатывающих низкосортную и дровяную древесину.

Одним из основных показателей оценки эффективности лесопользования является объем вывезенной древесины в расчете на 1 га лесопокрытой площади, который составляет 0,05 куб. м, что значительно меньше чем в развитых странах мира (в Канаде - 0,8; Швеции - 2,5; Финляндии - 2,7).

Лесопромышленный комплекс Республики Алтай представлен 72 предприятиями. Отрасль состоит из двух основных подотраслей: лесозаготовительной (77,6% от общего объема производства отрасли), деревообрабатывающей (22,4%). В 2006 году предприятия отрасли произвели промышленной продукции на 59814,9 тыс. рублей. Это 5,4% от общего объема промышленной продукции республики. Отрасль обеспечивает 0,6% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Так, в 2006 году в бюджеты всех уровней от предприятий лесопромышленного комплекса Республики Алтай поступило 22009 тыс. рублей, при этом в целом по республике от всех отраслей поступило 3442 млн. рублей. Здесь трудятся 369 человек промышленно-производственного персонала (7,4% от численности промышленно-производственного персонала промышленности).

Предприятия отрасли в основном сосредоточены в Турочакском и Чойском районах.

Лесоперерабатывающая промышленность представлена в основном мелкими лесопильными предприятиями и отдельными лесорамами подсобных производств в строительстве и сельском хозяйстве, техническое состояние которых не отвечает современным требованиям и не обеспечивает производство конкурентоспособной продукции. В республике нет лесопильных предприятий с полным циклом механизированной обработки, включая сушку, сортировку, маркировку, упаковку и более глубокую переработку этих пиломатериалов. Основное технологическое оборудование - морально устаревшие пилорамы.

С 2002 года в лесопромышленном комплексе республики наблюдается рост объемов производства (в 2,7 раза). Однако несмотря на рост объемов промышленного производства в отрасли за последние 5 лет, в отраслевой структуре сокращается ее удельный вес. Так, за период 2002-2006 годы он сократился с 7,3% до 5,4% в общем объеме промышленного производства.

Имеющиеся в республике производственные мощности (по вывозке древесины - 48,56 тыс. куб. м, по производству пиломатериалов - 17,85 тыс. куб. м, оконных блоков - 3,0 тыс. кв. м, дверных блоков - 4,0 тыс. кв. м) используются неполно и неэффективно. Так, уровень использования мощности по вывозке древесины в среднем составляет 34%, а переработки лесопродукции - 22%. Лишь в производстве деревянных домов мощности используются на 95 - 100%.

Низкая загрузка производственных мощностей по переработке древесины связана с их износом, который по отрасли достигает 60-80% по зданиям и сооружениям, а по активной части основных средств (оборудование, техника) - 100%.

Морально устаревшее и физически изношенное технологическое оборудование, используемое на предприятиях отрасли, является одной из главных причин низкой конкурентоспособности лесопродукции и влечет за собой снижение объемов производства.

Объем инвестиций в основной капитал отрасли крайне низок. В 2006 году он составил 400 тыс. рублей. Более 80% инвестиций, направляемых на замену устаревшего оборудования, это собственные средства предприятий. При этом наблюдается явная диспропорция внутри подотраслей комплекса: в 2003 - 2006 годах - до 95% всех инвестиций направлялись в лесозаготовительную отрасль, а инвестиции в деревообрабатывающую промышленность за 2003 - 2006 годы практически не осуществлялись.

Экспорт лесоматериалов из Республики Алтай незначителен. В 2002 году экспорт деловой древесины составил 16,8 тыс. куб. м. Средняя цена экспортной древесины в необработанном виде составила 61,9 долл. США, что выше, чем в среднем по Российской Федерации на 17,1 долл. США. Это связано с большим удельным весом в экспорте древесины кедра и лиственницы. При этом весь экспорт пришелся на страны дальнего зарубежья.

В структуре экспорта предприятий лесопромышленного комплекса Республики Алтай на долю необработанных лесоматериалов приходится около 100% поставок. Основные поставки осуществляются в Казахстан и Монголию. Учитывая устойчивую тенденцию роста мировых цен на продукцию глубокой механической переработки древесины, эти потери будут возрастать из года в год. Это свидетельствует о несовершенной структуре производства, неразвитости химико-механической переработки древесины. В то же время именно создание мощностей по глубокой переработке древесины позволило Финляндии, Канаде, США, Японии и другим странам достичь значительного прорыва и эффективности работы лесного сектора экономики.

Преобладание в отрасли предприятий в виде закрытых акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью приводит к низкому уровню капитализации всей отрасли и ограничивает возможность привлечения внешних финансовых средств.

С 1998 года отрасль перешла в разряд убыточных: сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий сложился отрицательным. К примеру, в 2004 году - 1190 тыс. рублей. Свыше 90% предприятий отрасли убыточны. Одной из причин высоких затрат на производство является рост цен на продукцию и услуги естественных монополий, использование энергоемкого оборудования для деревопереработки. Внедрением ресурсо- и энергосберегающих технологий предприятия практически не занимаются.

Заработная плата работников лесопромышленного комплекса Республики Алтай - одна из самых низких по республике (в 2006 году составила 3420,1 рубля). В связи с чем с 2002 по 2006 год в 1,8 раз сократилась численность промышленно-производственного персонала - до 369 человек. Массовое высвобождение работников сдерживается расположением ряда предприятий в лесных поселках, где возможность трудоустройства ограничена, а также желанием руководства предприятий сохранить кадровый костяк. Продолжает снижаться производительность труда, ухудшается производственная дисциплина на предприятиях, растет производственный травматизм.

Низкий потенциал управленческого состава, неспособность ряда руководителей предприятий внедрять современные эффективные методы управления, отсутствие трудовой мотивации работников, падение престижа рабочих и инженерно-технических профессий при оттоке квалифицированных кадров из отрасли, несовершенная система смены неэффективного собственника или управляющего еще больше усугубляют положение предприятий.

SWOТ-анализ лесопромышленного комплекса Республики Алтай выявил основные проблемы отрасли:

низкий уровень менеджмента, отсутствие квалифицированных кадров управленцев и рабочих;

отсутствие эффективных экономических механизмов для перехода от преимущественно зимней вывозки древесины к круглогодичному лесопользованию;

высокий уровень износа активной части основных средств, что требует коренной модернизации и реконструкции действующих производств;

низкая рентабельность, тяжелое финансовое положение предприятий;

отсутствие мощностей по выпуску отдельных видов продукции, переработке низкосортной, тонкомерной и мягколиственной древесины;

неконкурентоспособность продукции по параметру "цена - качество";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»