Одним из важных условий формирования эффективной экономической политики в регионах, повышения их инновационной и инвестиционной активности является развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса. Одним из путей такого взаимодействия выступают совместные проекты государства и бизнеса, осуществляемые в рамках частно-государственного партнерства, на основе взаимной ответственности и взаимного интереса.
Под частно-государственным партнерством понимаются взаимоотношения между Республикой Северная Осетия - Алания либо Республикой Северная Осетия - Алания и ее муниципальными образованиями с одной стороны и хозяйствующими субъектами с другой стороны, складывающиеся по поводу развития инновационного или инвестиционного потенциала республики, а также планирования, разработки, финансирования, технического перевооружения, строительства, реконструкции и эксплуатации инфраструктурных объектов и объектов социальной сферы, находящихся в республиканской или муниципальной собственности.
Частно-государственное партнерство как одна из новых форм совместной работы бизнеса и государства становится возможным благодаря тому, что российская экономика обрела определенные стабильные законодательные источники, а также устанавливаются права собственности на землю, значение муниципальных образований резко возрастает. Появляется возможность сотрудничества муниципальной власти и бизнеса в рамках частно-государственного партнерства.
Повышение эффективности государственного регулирования социально-экономических процессов в Республике Северная Осетия - Алания предполагает выработку механизмов эффективного взаимодействия и согласования стратегических решений с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления и руководством крупнейших предприятий.
Правительство Российской Федерации в рамках среднесрочной программы социально-экономического развития России на 2006-2008 годы предложило ряд механизмов частно-государственного партнерства. И в настоящее время механизм такого партнерства в России уже запущен принятием ряда федеральных законов: об особых экономических зонах в Российской Федерации, о концессионных соглашениях, приняты нормативные акты о правилах функционирования Инвестиционного фонда Российской Федерации.
В связи с этим спектр инструментов и механизмов, которые могут быть использованы для поддержки проектов в рамках стратегических документов социально-экономического развития Республикой Северная Осетия - Алания, достаточно широк. Наиболее предпочтительными в условиях республики могут быть такие механизмы, как туристско-рекреационная зона федерального масштаба, технопарки, региональный инвестиционный фонд, банк развития или филиал государственного банка развития, венчурный фонд региона.
Одним из наиболее эффективных механизмов в рамках частно-государственного партнерства в Республике Северная Осетия - Алания может быть создание регионального инвестиционного фонда, мобилизующего средства для финансирования инвестиционных проектов, многократно превышающие вклад "якорного" инвестора, то есть регионального бюджета. При этом доля бюджетных средств Республики Северная Осетия - Алания может не превышать 20-30% от общей суммы фонда.
Представляется целесообразным в условиях недостаточно развитого рыночного хозяйства республики и определенного консерватизма региональных властей выделить ряд используемых для реализации частно-государственного партнерства инструментов с высокой долей прямых затрат бюджета. В последующем с развитием экономики региона может быть рассмотрен инструментарий государственной поддержки проектов с преобладанием доли косвенных затрат.
Среди инструментов государственной поддержки проектов с высокой долей прямых затрат бюджета могут быть предложены:
1. Прямое участие государства в инвестировании проекта.
2. Предоставление субсидии, субвенций и дотаций организациям, реализующим проекты программы, и потребителям их продукции.
3. Предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов и отсрочек.
4. Предоставление гарантий и поручительств по обязательствам организаций - участников и потребителей их продукции.
5. Регулирование ставок налогообложения для различных групп предприятий в рамках полномочий, закрепленных законодательством Российской Федерации, законами Республики Северная Осетия - Алания, нормативными правовыми актами местного самоуправления.
6. Бюджетное стимулирование органов местного самоуправления в рамках распределения финансовой помощи.
7. Предоставление льготных кредитов для реализации проектов. Важным фактором, характерным для экономики Республики Северная Осетия - Алания, является наличие в регионе значительного количества собственности стратегического характера, не подлежащей приватизации и лежащей мертвым грузом либо на федеральном, либо на республиканском бюджете. Механизм частно-государственного партнерства позволяет региональным властям привлечь частный капитал к финансированию такой собственности и управлению в целях восстановления ее функционирования.