Законодательные условия являются одним из важнейших факторов, определяющих целесообразность инвестирования на данной территории. Качество этих условий значительно отличается от региона к региону, что связано с дифференциацией уровней развития их экономики, наличием развитых рыночных институтов и нормативной правовой базы, бюджетно-налоговыми условиями положения регионов и хозяйствующих субъектов.
Из-за низкого уровня обеспеченности собственными доходными источниками консолидированный бюджет Республики Северная Осетия - Алания имеет существенный дефицит. Вследствие этого финансирование необходимых инвестиционных расходов осуществляется несвоевременно и не в полном объеме, что значительно увеличивает инвестиционный период для многих крупных объектов.
Это является основной причиной слабой инвестиционной привлекательности региона для российских и зарубежных инвесторов, его низкой конкурентоспособности.
Данный фактор является доминирующим, поэтому основным источником инвестиций становятся собственные средства предприятий.
Однако в условиях кризисной экономики большинство предприятий Республики Северная Осетия - Алания не имеют достаточных собственных средств для организации индивидуальных инвестиционных проектов.
Исходя из этого, целесообразно принятие стратегии точечного развития народного хозяйства. Такая концепция подразумевает всемерную поддержку и развитие только тех производств и предприятий, которые способны повлиять и на другие структуры экономики. Это и поиск точек роста, технологических кластеров, производств - мультипликаторов экономического роста территории, и всемерная их поддержка по линии федерального и республиканского бюджетов, оптимизация их налоговой нагрузки, и поиск новых технологий вывода, особенно малого бизнеса, из теневого и серого бизнеса.
Инвестиционное развитие Республики Северная Осетия - Алания регулируется несколькими нормативными правовыми актами, неодинаковыми по своей юридической силе, масштабам действия и тематике.
Ведущим нормативным актом, регламентирующим инвестиционную деятельность в республике, является Закон Республики Северная Осетия - Алания от 15 апреля 2000 года N 8-РЗ "Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия - Алания".
В условиях недавно произведенного в федеральном законодательстве уточнения разграничения полномочий в экономической и социальной сферах по трем уровням власти целесообразным было бы введение такого нового понятия, как "межмуниципальный инвестиционный проект".
Межмуниципальный инвестиционный проект определяется как инвестиционный проект, предназначенный для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта федерации на территориях двух и более муниципальных образований.