Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года (утратил силу на основании закона Республики Северная Осетия - Алания от 28.12.2012 N 54-РЗ)

2.3. Сценарий и этапы социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания


Для определения приоритетных направлений действий республиканских властей в решении наиболее существенных проблем необходима разработка вариативного прогноза, включающего в себя инерционный и целевой сценарии социально-экономического развития республики.

Инерционный сценарий предполагает развитие Республики Северная Осетия - Алания в фарватере тенденций развития, сложившихся за последние годы. Целевой вариант , прогноза социально-экономического развития предусматривает исправление негативных тенденций и достижение ряда целевых значений показателей социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания на долгосрочном прогнозном периоде.

Анализ результатов расчетов по инерционному и целевому сценариям показывает улучшение социально-экономической ситуации в Северной Осетии. В рамках инерционного сценария прогнозируется умеренный рост основных показателей: численности населения региона; численности занятых в экономике; среднедушевых денежных доходов; валового регионального продукта; показателей, характеризующих промышленную, сельскохозяйственную и строительную сферы, а также инвестиционную деятельность.

Сокращение негативных явлений, сдерживающих социально-экономическое развитие региона, происходит также медленными темпами. Так, уровень зарегистрированной безработицы по инерционному варианту прогноза к 2030 году снижается лишь на 0,9 п.п. относительно уровня показателя 2006 года. Схожая тенденция отмечается и в сокращении численности населения с доходами ниже прожиточного минимума.

По целевому сценарию прогнозируется более позитивная динамика социально-экономического развития Северной Осетии, благодаря которой возможно достижение к концу прогнозного периода целого ряда целевых индикаторов.

Исходя из целевого сценария в социальной сфере, ожидается заметный рост коэффициента естественного прироста населения (с 0,5 человека на 1 000 населения в 2006 году до 3,5 человека на 1000 населения в 2030 году). Численность занятого в экономике республики населения к 2030 году возрастет на 23,2% относительно базового года. Прогнозируется значительное увеличение среднедушевых денежных доходов населения (на 887,1% к 2030 году в ценах соответствующих лет), а также существенное сокращение населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (на 9,4% . относительно уровня 2006 года).

          

Ожидается сокращение уровня безработицы (по методологии МОТ) с 10,8% в 2006 году до 5,4% в 2030 году с заметными колебаниями в течение прогнозного периода (до 11,8% в 2007 и 2012 годах и 11,4% в 2020 году). Прогнозируется также рост соотношения среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума. Если в 2006 году размер среднедушевых доходов в 2,5 раза превысил размер прожиточного минимума, то к 2010 году это соотношение будет различаться в 3 раза, к 2020 году - в 3,6 раза, а в 2030 году будет предположительно составлять 4,2 раза. Ожидается, что к 2030 году соотношение доходов наиболее и наименее обеспеченных категорий населения с 10,9 раза в 2006 году сократится к 2030 году до 4,6 раза. Значительное сокращение ожидается в количестве малоимущих семей (с 30 тыс. в 2006 году до 1,6 тыс. в 2030 году). Число детей, умерших в возрасте до 1 года, с 9,6 человек на 1000 родившихся уменьшится к 2010 году до 9,1, к 2020 году - до 7,3, а в 2030 году составит 6,1 человека на 1000 родившихся. Целевой сценарий предполагает достижение уровня установленного целевого индикатора валового регионального продукта. Также ожидается значительный рост ВРП на душу населения с 52,8 тыс.рублей в 2006 году до 502,1 тыс.рублей в 2030 году (в ценах текущего года).

К концу прогнозного периода в соответствии с целевым сценарием прогнозируются более позитивные изменения в сферах промышленного и сельскохозяйственного производств, а также в сфере строительства по сравнению с инерционным вариантом. Рост объемов строительства позволит ускорить ввод в действие жилых домов в расчете на душу населения. Ожидается значительный рост оборота розничной торговли и объема платных услуг населению. Активное развитие сектора малого предпринимательства к 2030 году, возможно, позволит обеспечивать данному сектору 44,9% в ВРП региона (объем производства продукции (работ, услуг) малых предприятий с 6575,8 млн.рублей в 2006 году к 2030 возрастет до 170,1 млрд.руб. в ценах соответствующих лет).

Целевой сценарий предполагает активный рост объемов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. Наиболее высокие темпы роста данного показателя ожидаются в период до 2020 года, после чего рост продолжится, но менее активно. К 2030 году доля инвестиций в основной капитал в ВРП региона составит 26,5%.

Значительное увеличение доходов консолидированного бюджета на 938,3% относительно уровня 2006 года в ценах соответствующих лет, ожидаемое по целевому сценарию, вызовет рост бюджетной обеспеченности, которая к концу прогнозного периода возрастет с 1 до 12,2 раза.   

Сценарий социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания, основанный на достижении стратегических целей, включает три этапа:

1. Среднесрочный - 2008-2010 годы.

2. Долгосрочный - 2011-2020 годы.

3. Перспективный - 2021-2030 годы.

Содержанием первого, среднесрочного, этапа должно стать создание инфраструктурных предпосылок и благоприятного инвестиционного климата в республике.

Для этого будут решены следующие основные задачи:

завершение строительства Зарамагской ГЭС-1;

строительство малых ГЭС в бассейне реки Урух;

строительство цементного завода;

создание горнолыжного комплекса в Мамисонском ущелье;

повышение эффективности ключевых предприятий республики и бюджетоформирующих хозяйствующих субъектов в муниципальных образованиях;

привлечение передовых технологий в сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность.

В качестве "обеспечивающих" задач выделены следующие:

подготовка набора мест инвестирования (проектов, площадок, объектов), в том числе для силовых структур;

развитие средств связи на всей территории республики;

реализация приоритетных национальных проектов;

осуществление реконструкции исторического центра г.Владикавказа;