Процесс стратегического планирования включает следующие основные этапы:
1. Организационно-методический (подготовка к разработке Стратегии).
2. Этап разработки Стратегии (стратегического плана).
3. Этап реализации Стратегии, на котором периодически (ежегодно) производится:
промежуточная оценка результатов реализации Стратегии;
корректировка целей, задач и набора мероприятий реализации Стратегии.
Территориальное стратегическое планирование в России пока не накопило серьезный методический и практический опыт прохождения последнего из указанных этапов.
Предлагаемый методический подход, успешно апробированный на муниципальном уровне, предлагается в качестве инструментария по подведению итогов реализации для последующей необходимой корректировки Стратегии.
В ходе мониторинга решаются следующие задачи:
определение результатов реализации;
оценка эффективности полученных результатов;
выявление необходимости корректировки Стратегии на данном этапе и направлений ее проведения.
Результаты реализации Стратегии доогут быть оценены как на количественном, так и на качественном уровне. Для количественного измерения результата реализации Стратегии используется система показателей развития экономики и оценки уровня жизни населения. На качественном уровне результативность Стратегии оценивается на основе анкетирования основных (референтных) групп местного сообщества, принимающих участие в разработке и реализации Стратегии (население, бизнес, власть).
В качестве непосредственных результатов реализации Стратегии оцениваются:
выполнение конкретных мероприятий, включенных в программу реализации Стратегии на анализируемый период (год);
объективные изменения в социальной сфере, обусловленные выполнением комплекса мероприятий, предусмотренных Стратегией, за анализируемый период (год);
объективные изменения в экономической сфере, обусловленные выполнением комплекса мероприятий, предусмотренных Стратегией, за анализируемый период (год);
изменение субъективных оценок изменений в социально-экономической ситуации в регионе, произошедших за анализируемый период (год) реализации Стратегии, данных референтной группы лиц местного сообщества;
Критериями оценки эффективности результатов реализации Стратегии за анализируемый период служат:
улучшение основных показателей социально-экономического развития (абсолютные величины и темпы роста) за анализируемый и предыдущий год (годы);
более высокие (низкие) темпы роста основных показателей социально-экономического развития области по сравнению с Россией за анализируемый и предыдущий год (годы);
увеличение (уменьшение) доли Северной Осетии по основным показателям социально-экономического развития в России за анализируемый и предыдущий год (годы);
увеличение объемов финансовых и иных ресурсов, привлекаемых в регион и аккумулируемых в нем в ходе реализации Стратегии;
увеличение доли позитивных субъективных оценок изменений в социально-экономической ситуации в республике, произошедших за анализируемый период (год) реализации Стратегии, данных населением, представителями бизнеса и власти.
Результаты мониторинга будут включены в ежегодные доклады о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Республики Северная Осетия - Алания в качестве субъекта бюджетного планирования.
Выявление результатов реализации Стратегии и оценка их эффективности служат основой для выявления имеющихся слабых звеньев, неучтенных факторов, появившихся возможностей, положительного опыта, лучших практик с целью выработки в дальнейшем предложений по корректировке (совершенствованию, доработке или развитию) Стратегии.
Марченко Г.В., Мачульская О.В., Полянская Е.Е. Методика оченки результатов реализац реализац стратегий развития муниципальных образований. - "Новые рынки", 2002, N 3.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Северная Осетия, N 115, 02.07.2008,
Северная Осетия, N 116, 03.07.2008,
Северная Осетия, N 118, 05.07.2008,
Северная Осетия, N 120, 08.07.2008